logo
Ещё
19 сентября
5
Кибербезопасность
avatar
Спрашивает
Марина

Какие способы манипуляции используют мошенники и как не стать их жертвой?

Ответ эксперта

avatar

Отвечаем на потребительские вопросы о финансах

19 сентября

Отвечает клинический психолог Страхового Дома ВСК Елена Куперштейн.

Ключевой тезис мошенников — «у меня есть то, что вам нужно». Преступник, прежде всего, пытается заинтересовать жертву, однако способы во многом зависят от его «квалификации». Менее обученные мошенники рассчитывают на эффект массовости. Например, обзванивают сотни абонентов, предлагая установить зубные импланты по низкой цене, рассчитывая, что найдётся заинтересованный в этом человек.

Другая ситуация — когда во время «холодного звонка» жертву пытаются изучить и предложить человеку то, в чём нуждается именно он (медицинская услуга, микрозайм и т.д.). Самые серьёзные мошенники изучают свою жертву до звонка — просматривают страницу в социальных сетях, изучают поисковые запросы, иногда даже общаются со знакомыми и близкими жертвы. Например, если человек делится картинками домашних животных, ему могут предложить финансово помочь приюту, а если ищет турагентство — уникальное кругосветное путешествие по выгодной цене.

Главный трюк мошенников заключается в том, чтобы не дать человеку трезво обдумать услышанное (приём «быстрее-быстрее»): «уникальное предложение заканчивается через 2 минуты и больше такого не будет», «у нас очередь из покупателей за этим товаром» и т.д. Часто злоумышленники пытаются уязвить самолюбие жертвы: «не ожидал от вас такой нерешительности», «буквально все купили этот самовар, а вы настолько глупы, что только у вас его нет».

Не менее действенны и попытки втереться человеку в доверие (прием «понимаешь, брат»). Например, изучив соцсети жертвы, уверенно ссылаться на ее друзей, называя их своими. Неподготовленного человека это поможет расположить к себе. Один из наиболее распространённых методов — запугивание. Мошенники обычно используют серьёзные угрозы — рассказывают о попытках взлома банковского счёта/аккаунта на госуслугах или заведении уголовного дела. Также злоумышленники комбинируют запугивание с приёмами «быстрее-быстрее» и «понимаешь, брат» для наибольшего эффекта.

Что же делать?

Главный совет для россиян — твёрдо помнить, что любой звонок — не «последний». То есть человек всегда может перезвонить самостоятельно после обдумывания предложения или попросить связаться с ним позднее. При соблюдении этого простого правила потенциальную жертву будет значительно труднее застать врасплох.

Если вы заподозрили, что звонок поступил от мошенника, попытайтесь сбить его с толку. Например, отвечайте невпопад. Пример диалога:

— Это Олег Иванов?

— Нет

— А кто?

— Иван Олегов.

Также эффективный метод противостоять мошенникам — попросить оставить номер для того, чтобы перезвонить позднее. Злоумышленники звонят с подменных номеров, и перезвонить им не получится. А вот добросовестный собеседник легко оставит свой телефон или добавочный номер, если звонок поступает из колл-центра.

Чтобы не попасть врасплох, попробуйте поставить в неловкое положение самого потенциального мошенника. Общайтесь активно, перехватывайте инициативу в диалоге, задавайте вопросы, лучше на отвлечённые темы. Если в результате окажется, что звонок был не от преступника, ничего страшного. Максимум вреда от этого — если звонящий решит, что у вас странное чувство юмора. Достаточно будет просто с ним объясниться. Также можно избежать риска стать жертвой мошенников, если попросить перезвонить позднее. Чаще всего преступники этого не делают, особенно при массовых обзвонах.

Войдите, чтобы оставить ответ или задайте свой вопрос

Задайте вопрос

Эксперты по финансам и страхованию подробно ответят на него в течение дня