Практически все широко известные и крупные отечественные маркетплейсы не имеют четко выраженной специализации (за исключением Lamoda). Поэтому на их сайтах представлен обширный спектр товаров, включающий все, что прямо не запрещено российским законодательством. Наибольшей популярностью пользуются следующие товарные категории:
Большая часть популярных в России маркетплейсов устанавливает схожие правила, выполнение которых необходимо для начала торговли. К ним относятся:
Для старта на торговой платформе целесообразно отдавать предпочтение товарам, соответствующим следующим критериям:
Маркетплейс (Marketplace) – это онлайн-площадка, на которой размещаются товары и услуги различных продавцов, которые могут быть куплены покупателями. Маркетплейсы обычно организованы таким образом, что покупатель может сравнить различные варианты товара или услуги, просмотреть отзывы о продавцах и сделать выбор по своему усмотрению. Маркетплейсы могут быть общедоступными или же ориентированными на определенную нишу рынка, например, технологий или модной одежды.
В России существует множество различных маркетплейсов, которые позволяют продавать товары и услуги через интернет. Некоторые из наиболее известных маркетплейсов в России - это Wildberries, Lamoda, Ozon, KupiVip, Яндекс.Маркет и другие. Они предлагают широкий ассортимент товаров и услуг, от одежды и обуви до электроники и домашних товаров. На многих из этих маркетплейсов также можно найти продукты питания, косметику и другие товары для дома и семьи.
Да, можно. Многие люди успешно зарабатывают деньги, продавая свои товары и услуги через маркетплейсы. Это может быть хорошей возможностью для начала или развития бизнеса, поскольку маркетплейсы предоставляют платформу для продажи товаров и услуг широкому кругу покупателей. Однако, как и в любом бизнесе, успех на маркетплейсах зависит от многих факторов, включая качество предлагаемых товаров и услуг, цены, привлекательность оферты и т. д. Чтобы добиться успеха на маркетплейсах, нужно тщательно планировать, использовать эффективные маркетинговые стратегии и стремиться постоянно улучшать и обновлять свой бизнес
Вы можете закупать товар для продажи на маркетплейсах от поставщиков и производителей, которые предлагают товары по оптовым ценам. Это могут быть как местные поставщики, так и иностранные компании. Важно помнить, что качество товара должно быть высоким, так как это повысит вашу репутацию на маркетплейсе и увеличит вероятность успешных продаж. Также стоит изучить отзывы других продавцов о поставщиках, чтобы выбрать надежного и проверенного партнера.
Это – основа торговли: есть рынок, внутри него есть ниши, в нишах есть дефицит или избыток. И то, и другое создают действия конкурентов. Если в нише наблюдается дефицит – вам нужно узнать его причину и способы его устранить (своими товарами), для этого нужно анализировать конкурентов. Если в нише есть избыток – нужно посмотреть, сможете ли вы вообще в нишу зайти, для этого тоже нужно анализировать конкурентов. Без всей этой информации вы «тыкаете пальцем в небо», когда выходите на маркетплейс.
Анализ конкурентов и ниш для маркетплейсов можно попытаться провести и самостоятельно: составить семантическое ядро запросов, пройтись по ним в поиске маркетплейса, записать все данные и проанализировать их. Вероятность что-то упустить – примерно 100%, потому что вам, возможно, придется проанализировать несколько миллионов позиций вручную. Вместо этого можно воспользоваться сервисам для анализа ниши и сервисами для анализа конкурентов на маркетплейсов – вы получите наиболее полную информацию и о том, что в нише активно продается, и о том, кто и как это что-то продает.
Если вы хотите полностью контролировать свой бизнес, вам нужно знать: как обстоят дела в нише, что продают ваши конкуренты, сколько у вас товара, какие вам оставляют отзывы, где и по какой цене вы закупаете товар, сколько вы готовы потратить на рекламу и сколько по факту придется, сколько нужно платить за упаковку и логистику. Информация сама по себе смысла не имеет – ее нужно применять, то есть докиньте в список обязанностей запуск магазина, модерацию отзывов, планирование поставок, продвижение, решение острых логистических вопросов.
Конечно, все это вы можете делать и самостоятельно – вам «всего лишь» приведется завести и постоянно держать актуальными 10-20 больших таблиц в Экселе, а если хотите аналитику – еще 20 таблиц сверху. Это будет бесплатно. Если же вы готовы отдать немного денег за месячную подписку – вся аналитика для маркетплейсов, как и функции вроде оформления карточек и планирования поставок, будет доступна из личного кабинета сервиса. А если готовы отдать немного больше за подписку – вам еще и личного менеджера выдадут.
Услуга запуска магазинов на маркетплейсах содержит в себе: поиск маркетплейса/ниши/товара для продажи, анализ конкурентов и спроса, регистрацию нового ЛК, разработку стратегии ведения бизнеса, поиск поставщика и заключение договора, оформление витрины (карточек товара), продвижение товара в поисковой выдаче маркетплейса. Вы можете сделать все это сами либо можете нанять компанию, которая все за вас сделает. Что интересно – услуга запуска магазина на маркетплейсах популярна не только среди новичков, но и среди опытных селлеров – у последних нет времени на банальные вещи вроде получения отказных писем и типового оформления 1 000 карточек товара.
1С – крайне удобная (и распространенная) платформа для ведения учета, в том числе – если вы торгуете на маркетплейсах. Проблема – в том, что для каждого нового бизнеса нужно писать новую конфигурацию, а затем и поддерживать ее. Если у вас нет возможностей или желания самостоятельно искать фрилансеров для решения этой задачи – вы можете приобрести услугу интеграции 1С для маркетплейсов у сервисов ведения бизнеса. В простом случае вам хватит и типичной конфигурации с базовой настройкой – это будет дешево, обновление тоже не затребует много денег. В сложных случаях сервисы выделят вам специалиста, который соберет все ваши «хотелки» и разработает решение конкретно для вашего бизнеса.
Если у вас один магазин на одном маркетплейсе, то поддерживать его не составит труда: у вас есть всего один личный кабинет, в котором нужно настраивать карточки товаров, выставлять цену на продукцию, модерировать отзывы и так далее. Если же вы торгуете в 5 нишах на 3 маркетплейсах, начинаются проблемы: нужно постоянно переключаться между личными кабинетами, настраивать рекламу и продажи по разным паттернам, искать одни и те же кнопки в разных местах разных маркетплейсах. И не вздумайте ничего перепутать, иначе карточка коробки передач к ВАЗу может оказаться на витрине магазина детских носков.
Решить проблему разных личных кабинетов на разных маркетплейсах можно с помощью услуги «Менеджмент для маркетплейсов». Регистрируетесь, покупаете подписку, подключаете к сервису личные кабинеты – и получаете доступ ко всем личным кабинетам на всех маркетплейсах в одном месте. Обычно к такому ЛК можно подключить своих работников, причем каждому вы можете индивидуально назначить «зону ответственности».
Если вы отвечаете на отзывы (даже шаблонными благодарностями) и решаете споры, клиенты доверяют вам намного больше – в их глазах вы теперь не бездушная витрина, а какой-то человек, который несет ответственность и идет на контакт. Если вы делаете 5 продаж в день – работа с отзывами проблемой не будет, если вы делаете 500 продаж в день в нескольких магазинах – рано или поздно вы устанете на них отвечать. Проблему решает сервис «Отзывы для маркетплейсов» – сервис собирает все отзывы в одном месте (даже с разных личных кабинетов и маркетплейсов) и зачастую позволяет настраивать несколько автоматических ответов для хороших отзывов, а при появлении плохих присылает вам уведомления.
Планирование поставок – возможно, самый сложный процесс в продажах. Технически вы можете собрать всю информацию в таблице и немного заморочиться с формулами, чтобы получить дату и объем следующей поставки. Проблема заключается в том, что в формулах используются планируемые продажи, которые высчитываются из предыдущих, и этот подсчет не может быть точным – активность покупателей может непрогнозируемо вырасти или упасть. И в каждом таком случае вам нужно залезть в таблицу, чтобы исправить данные и получить новый расчет. Автоматизировать этот процесс можно через сервисы планирования поставок для маркетплейсов – вам нужно дать сервису доступ к личному кабинету, и сервис сам все посчитает, а при необходимости еще и уведомит вас о том, что скоро нужна будет новая поставка.
Две основные сложности торговли на маркетплейсах: нужно все контролировать и нужно делать много мелких действий. Обычно личный кабинет маркетплейса дает вам достаточно инструментов для того, чтобы совершать все необходимые действия с товарами, а вот информации в ЛК, мягко говоря, маловато. Ситуация становится еще хуже, когда вы ведете несколько магазинов сразу: можно утонуть в рутинных действиях. Если же вы еще и торгуете на нескольких маркетплейсах, ваши шансы спать больше 6 часов в день стремятся к нулю. И получить всю необходимую аналитику, и собрать все данные в одном месте, и автоматизировать рутинные действия можно с помощью платформ для торговли на маркетплейсах: обычно они спроектированы так, чтобы максимально экономить ваше время.
Проанализировать текущие ниши и текущих конкурентов – одна задача, подобрать потенциально выгодные ниши и товары – совсем другая задача. Основная трудность здесь – в том, что крайне желательно иметь под рукой статистику по товару/нише за последние пару лет, чтобы понимать общий тренд и сезонность. Маркетплейсы такого не позволяют – из встроенных сервисов аналитики даже данные за последние 30 дней не всегда удается получить в полном объеме. С этой задачей вам поможет любой сервис аналитики на маркетплейсах – большинство из них собирают подробную статистику с 2020 года. А продвинутые сервисы сразу выдадут вам список прибыльных ниш и товаров, основываясь на своих алгоритмах.
Продвижение магазина на маркетплейсе очень похоже на продвижение сайта в поисковике: нужно собрать семантическое ядро, написать текст, проставить тэги, сформировать УТП, отфотошопить фотографии, закупить рекламу по показам/кликам. Все это делается разными сервисами внутри маркетплейса, а некоторые данные вообще приходится собирать «ручками». Облегчить процесс можно с помощью специальных платных сервисов, которые позволяют делать все вышеперечисленное быстро и в одном личном кабинете. А если нет желания заниматься рекламой самому – некоторые сервисы предлагают настроить рекламу за вас.
Сертификация устроена не самым удобным образом: вам нужна либо бумажка о том, что ваш товар соответствует критериям качества, либо бумажка о том, что товар не должен соответствовать критериям качества. В сертификационный центр обратиться в любом случае придется – по крайней мере, если вы не хотите получить штрафы. Сертификацию товаров можно переложить на специальные сервисы, которые профессионально этим занимаются: они заполнят за вас все документы и получат все необходимые разрешения, а при необходимости и предоставят ваш товар на экспертизу.
Как мы уже говорили, продвижение на маркетплейсах – это процесс, схожий с продвижением сайтов, в обоих случаях нужно создавать грамотный с точки зрения маркетинга и SEO контент. И лучше доверить создание контента компаниям, которые профессионально этим занимаются – они знают, как сделать фотографию красивой/текст привлекательным с учетом запросов целевой аудитории. Обычно у таких компаний в штате есть опытные SEO-специалисты, копирайтеры и дизайнеры, которые уже выполнили тысячу-другую заказов и знают, как предоставить ваш товар в наиболее выгодном свете для покупателя.
FBO и фулфиллментом пользуются не все – за это приходится существенно переплачивать маркетплейсу. Если вы работаете по FBS, создание красивых упаковок и сам процесс упаковки могут отнимать ваше время, особенно если приходится отправлять много мелких товаров. Все это можно переложить на другие компании: они создадут вам красивые упаковки, все отпечатают, упакуют и отправят. При этом их услуги будут стоить дешевле, чем FBO маркетплейса.
Маркетплейс обычно предлагает FBO или FBS, и начинающие селлеры выбирают из этих двух вариантов: либо отдают все на откуп маркетплейсу, либо сами занимаются хранением и упаковкой. Опытные же селлеры знают, что есть третий путь: выбрать FBS и найти фулфиллмент «на стороне», то есть в сторонней компании, что выйдет дешевле, чем изначальный FBO. Мало того, что вы потратите меньше денег, есть еще одно преимущество: вы можете договориться на частичный комплекс услуг, например – только упаковка.