logo
Ещё
2 июля 2024
174
Кибербезопасность
avatar
Спрашивает
Юрий Васильченко

Как защитить пожилых родственников от мошенников?

Ответ эксперта

avatar

Отвечаем на потребительские вопросы о финансах

2 июля 2024

Отвечает PR-директор МФК «Лайм-Займ» Диана Притыко.

Пожилые люди, наши родители, бабушки и дедушки, наиболее восприимчивы к мошенничеству. Злоумышленники стремятся любыми способами получить их личные данные для дальнейшей кражи сбережений. Чтобы этого не допустить, советую придерживаться нескольких правил и использовать ряд инструментов для защиты личного бюджета пенсионеров.

Первое — ограничьте звонки с неизвестных номеров

Мобильные операторы активно борются с телефонным мошенничеством и предлагают разные услуги: программы «антиспам», чёрные списки контактов и др. По возможности рекомендуем установить такую программу или настроить платную услугу, чтобы максимально ограничить нежелательные звонки с неизвестных номеров. Лучше ежемесячно платить небольшую сумму, чтобы не потерять все сбережения из-за мошенников.

Второе — расскажите пожилым родственникам об основных признаках мошенничества

Если позвонивший просит личные данные, торопит с принятием решения, раздражается, просит никому ничего не рассказывать, давит психологически, это всегда признаки мошенничества. Главное — сохранять самообладание и, как только начинаются просьбы назвать код из СМС, озвучить паспортные данные или подтвердить личность, положить трубку. Важно объяснить вашим близким, что сотрудники правоохранительных органов или кредитных организаций ни при каких обстоятельствах в телефонном разговоре не будут запрашивать данные счетов, карт или просить перевести деньги на «безопасные счета». Лучшая защита — это вовремя положить трубку и самостоятельно позвонить в банк или полицию. Или же позвонить детям и внукам, которых можно попросить о помощи с возникшей ситуацией.

Третье — обеспечьте надёжный пароль для банка, Госуслуг и других важных для пожилых людей ресурсов в интернете

Безусловно, старшему поколению может быть непросто придумывать и запоминать сложные пароли, которые будет практически невозможно взломать. Наиболее практичное решение — установить парольный менеджер. Это специальная программа, которая хранит все пароли пользователя в цифровом хранилище, защищённом единым мастер-паролем. Таким образом, все пароли хранятся в одном надёжном месте, и пенсионеру нужно запомнить только один основной мастер-пароль.

При составлении всех паролей рекомендую придерживаться базовых правил надёжности: минимум восемь символов, обязательно использовать цифры, строчные и заглавные буквы. Чтобы было проще запомнить, пароль должен что-то значить для человека: например, это может быть какая-то фраза, но точно не имена близких и не даты рождения. И, конечно, лучше каждые полгода помогать вашим пожилым родственникам менять пароли от важных аккаунтов, чтобы не оставить мошенникам ни единого шанса на обман.

Четвёртое — настройте двухфакторную аутентификацию, где это возможно

Простым языком, это означает сделать вход в важные аккаунты в несколько шагов. Например, сначала ввести почту и пароль, а затем подтвердить намерение войти в личный кабинет, скажем, банка с помощью кода из СМС. Чем сложнее вход, тем меньше у мошенников шансов завладеть доступом к банковским картам и украсть деньги. Безусловно, несколько раз вместе с вашим пожилым родственником нужно будет проделать этот алгоритм, чтобы он точно был понятен и запомнился.

Войдите, чтобы оставить ответ или задайте свой вопрос

Задайте вопрос

Эксперты по финансам и страхованию подробно ответят на него в течение дня