Здравствуйте! Закрыл все продукты в банке, закрыл счета (зафиксировано в личном кабинете ФНС), задолженностей не имею. Написал отзыв своего согласия на обработку персональных данных. Банк ответил, что удовлетворяет запрос частично, что мои данные нужны ему для дальнейшего выполнения существующих договоров. На вопрос, так а на что тогда влияет мой отзыв, ответили, что теперь мне не будет приходить реклама. Хочу поинтересоваться, зачем тогда вообще предусмотрен отзыв данного согласия, если отключение маркетинговой рассылки производится обычным отдельным обращением в банк (которое было сделано мной с первого дня взаимодействия с банком)? И как мне перестать быть клиентом банка окончательно, удалить личный кабинет, разорвать все существующие договора с банком (и какие это могут быть договора, когда у меня нет продуктов банка?), чтобы меня с ним ничего не связывало?
Ответ эксперта
Отвечаем на потребительские вопросы о финансах
Отвечает директор продукта Method в Paygine Артём Журавлёв.
После вступления в силу поправок к 161-ФЗ «О национальной платёжной системе», которые призваны защитить от мошенничества, россияне стали жаловаться на блокировки карт и счетов. Разберёмся, как этого избежать и что делать в случае блокировки счёта.
Почему начали блокировать счета?
Поправки к закону обязывают банки блокировать на два дня переводы средств, если данные о получателе содержатся в базе данных ЦБ о мошеннических операциях — ФинЦЕРТе (Финансовый центр Национальной системы платёжных карт).
В случае если банк не блокирует перевод, он должен будет вернуть клиенту украденные деньги в течение 30 дней. Если через два дня клиент банка повторит перевод, то банк должен его исполнить и уже не несёт за это ответственности.
В поправках прописан не только порядок действий для подозрительных переводов. Они также обязывают банки сдавать отчётность по мошеннических операциям. Это будет мотивировать банки уделять больше внимания тому, как защитить средства клиентов.
За что могут заблокировать счёт
Новые поправки расширили описание мошеннических операций. Теперь оно включает шесть признаков вместо трёх. Итак, банк должен приостановить перевод в следующих случаях.
При этом банки могут приостановить перевод, если их собственная антифрод-система признала активность подозрительной.
Как можно предотвратить блокировку?
Поправки вступили в силу 25 июля 2024 года, и с тех пор россияне начали жаловаться на то, что их карты и средства заблокировали. Блокировка может быть связана с тем, что мошенники ранее заполучили данные клиента и открыли на его имя счета.
Банки уже работают с ЦБ для актуализации базы мошеннических операций. Однако есть ряд мер, которые можно предпринять, чтобы предотвратить потенциальные блокировки и проблемы со счетами.
Главная рекомендация — это тщательно проверять контрагентов и тех, кому вы переводите средства. Рекомендую также следовать инструкциям, предоставляемым Центральным банком, а также использовать инструкции по проверке контрагентов, доступные в мобильных приложениях банков. Кроме того, важно следить за характером своих операций: любые нетипичные по сумме, периодичности или времени переводы могут вызвать подозрения.
Существуют определённые механизмы вне этого, однако их раскрытие для широкой аудитории невозможно, поскольку это может привести к их использованию мошенниками и другими недобросовестными лицами для более успешного маскирования своей деятельности.
Как снять блокировку?
Банки уже начали работу над актуализацией базы данных ЦБ о мошеннических операциях. Однако так как поправки приняли относительно недавно, то случаи необоснованной блокировки пока ещё возможны.
Прямого способа самостоятельно исключить карту из списка ФинЦЕРТа нет, так как работа со списком ведётся на уровне банков и платёжных систем. Основное действие в такой ситуации — обратиться в банк-эмитент, который выдал карту/открыл счёт, и предоставить ему доказательства того, что его ошибочно внесли в список реквизитов ФинЦЕРТа.