logo
Ещё
27 сентября
491
Дебетовая картаКибербезопасность
avatar
Спрашивает
Людмила С.

Как избежать блокировки счёта и что делать, если банк всё-таки заблокировал карту?

Ответ эксперта

avatar

Отвечаем на потребительские вопросы о финансах

27 сентября

Отвечает директор продукта Method в Paygine Артём Журавлёв.

После вступления в силу поправок к 161-ФЗ «О национальной платёжной системе», которые призваны защитить от мошенничества, россияне стали жаловаться на блокировки карт и счетов. Разберёмся, как этого избежать и что делать в случае блокировки счёта.

Почему начали блокировать счета?

Поправки к закону обязывают банки блокировать на два дня переводы средств, если данные о получателе содержатся в базе данных ЦБ о мошеннических операциях — ФинЦЕРТе (Финансовый центр Национальной системы платёжных карт).

В случае если банк не блокирует перевод, он должен будет вернуть клиенту украденные деньги в течение 30 дней. Если через два дня клиент банка повторит перевод, то банк должен его исполнить и уже не несёт за это ответственности.

В поправках прописан не только порядок действий для подозрительных переводов. Они также обязывают банки сдавать отчётность по мошеннических операциям. Это будет мотивировать банки уделять больше внимания тому, как защитить средства клиентов.

За что могут заблокировать счёт

Новые поправки расширили описание мошеннических операций. Теперь оно включает шесть признаков вместо трёх. Итак, банк должен приостановить перевод в следующих случаях.

  1. Если перевод совершается на счета злоумышленников, сведения о которых получены из базы данных Банка России о мошеннических счетах.
  2. Если производится нетипичная для клиента операция (по сумме перевода, периодичности, времени и месту совершения).
  3. Если операция осуществляется с устройства, которое ранее использовалось злоумышленниками и информация о нём есть в базе данных регулятора.
  4. Если деньги переводятся на счета, которые ранее были связаны с мошенническими операциями, даже если пострадавшие клиенты не сообщали в банк об обмане и счета злоумышленников не передавались в базу данных Банка России, а остались только в собственной базе кредитной организации.
  5. Если есть информация о возбуждённом уголовном деле в отношении получателя средств. Причём сама эта информация может поступить любым способом.
  6. Если банк располагает информацией, поступившей от сторонних организаций и свидетельствующей о мошеннической операции. Это может быть информация от операторов связи о том, что перед переводом денег зафиксированы нехарактерная для клиента телефонная активность или рост числа входящих СМС-сообщений с новых номеров, в том числе в мессенджерах.

При этом банки могут приостановить перевод, если их собственная антифрод-система признала активность подозрительной.

Как можно предотвратить блокировку?

Поправки вступили в силу 25 июля 2024 года, и с тех пор россияне начали жаловаться на то, что их карты и средства заблокировали. Блокировка может быть связана с тем, что мошенники ранее заполучили данные клиента и открыли на его имя счета.

Банки уже работают с ЦБ для актуализации базы мошеннических операций. Однако есть ряд мер, которые можно предпринять, чтобы предотвратить потенциальные блокировки и проблемы со счетами.

Главная рекомендация — это тщательно проверять контрагентов и тех, кому вы переводите средства. Рекомендую также следовать инструкциям, предоставляемым Центральным банком, а также использовать инструкции по проверке контрагентов, доступные в мобильных приложениях банков. Кроме того, важно следить за характером своих операций: любые нетипичные по сумме, периодичности или времени переводы могут вызвать подозрения.

Существуют определённые механизмы вне этого, однако их раскрытие для широкой аудитории невозможно, поскольку это может привести к их использованию мошенниками и другими недобросовестными лицами для более успешного маскирования своей деятельности.

Как снять блокировку?

Банки уже начали работу над актуализацией базы данных ЦБ о мошеннических операциях. Однако так как поправки приняли относительно недавно, то случаи необоснованной блокировки пока ещё возможны.

Прямого способа самостоятельно исключить карту из списка ФинЦЕРТа нет, так как работа со списком ведётся на уровне банков и платёжных систем. Основное действие в такой ситуации — обратиться в банк-эмитент, который выдал карту/открыл счёт, и предоставить ему доказательства того, что его ошибочно внесли в список реквизитов ФинЦЕРТа.

Войдите, чтобы оставить ответ или задайте свой вопрос

Задайте вопрос

Эксперты по финансам и страхованию подробно ответят на него в течение дня