logo
Ещё
15:43
19
Дебетовая картаКибербезопасность
avatar
Спрашивает
Людмила С.

Как избежать блокировки счёта и что делать, если банк всё-таки заблокировал карту?

Ответ эксперта

avatar

Отвечаем на потребительские вопросы о финансах

15:50

Отвечает директор продукта Method в Paygine Артём Журавлёв.

После вступления в силу поправок к 161-ФЗ «О национальной платёжной системе», которые призваны защитить от мошенничества, россияне стали жаловаться на блокировки карт и счетов. Разберёмся, как этого избежать и что делать в случае блокировки счёта.

Почему начали блокировать счета?

Поправки к закону обязывают банки блокировать на два дня переводы средств, если данные о получателе содержатся в базе данных ЦБ о мошеннических операциях — ФинЦЕРТе (Финансовый центр Национальной системы платёжных карт).

В случае, если банк не блокирует перевод, он должен будет вернуть клиенту украденные деньги в течение 30 дней. Если через 2 дня клиент банка повторит перевод, то банк должен его исполнить и уже не несёт за это ответственность.

В поправках прописан не только порядок действий для подозрительных переводов. Они также обязывают банки сдавать отчётность по мошеннических операциям. Это будет мотивировать банки уделять больше внимания тому, как защитить средства клиентов.

Как можно предотвратить блокировку?

Поправки вступили в силу 25 июля 2024 года, и с тех пор россияне начали жаловаться на то, что их карты и средства заблокировали. Блокировка может быть связана с тем, что мошенники ранее заполучили данные клиента и открыли на его имя счета.

Банки уже работают с ЦБ для актуализации базы мошеннических операций. Однако есть ряд мер, которые можно предпринять, чтобы предотвратить потенциальные блокировки и проблемы со счетами.

Во-первых, не следует переводить средства на счета, которые ранее были связаны с мошенническими операциями. Даже если об этом не сообщали пострадавшие клиенты. Во-вторых, стоит избегать переводов на счета получателей, в отношении которых есть информация о возбуждённых уголовных делах, так как это может привести к приостановке зачисления средств.

Новые поправки расширили описание мошеннических операций. Теперь оно включает шесть признаков вместо трёх. При этом банки могут приостановить перевод, если их собственная антифрод-система признала активность подозрительной.

Важно следить за характером своих операций: любые нетипичные переводы по сумме, периодичности или времени могут вызвать подозрения. Также специалисты рекомендуют не использовать устройства и каналы связи, которые могли быть ранее связаны с мошенниками — чтобы минимизировать риск блокировки операции.

Как снять блокировку?

Банки уже начали работу над актуализацией базы данных ЦБ о мошеннических операциях. Однако так как поправки приняли относительно недавно, то случаи необоснованной блокировки пока ещё возможны.

Прямого способа самостоятельно исключить карту из списка ФинЦЕРТа нет, так как работа со списком ведётся на уровне банков и платёжных систем. Основное действие в такой ситуации — обратиться в банк-эмитент, который выдал карту/открыл счёт и предоставить ему доказательства того, что его ошибочно внесли в список реквизитов ФинЦЕРТа.

Войдите, чтобы оставить ответ или задайте свой вопрос

Задайте вопрос

Эксперты по финансам и страхованию подробно ответят на него в течение дня