Характерной особенностью отечественного законодательства в области микрофинансирования выступает частое внесение изменений. Это объясняется не только высокой волатильностью рынка, но и постепенным ужесточением требований к его участникам со стороны государства в лице регулятора – Центробанка страны. Рассмотрим подробнее, как изменялся Федеральный закон о микрофинансовой деятельности и другие нормативные акты в течение 2019-2021 годов.
Рынок микрофинансирования и деятельность его участников регламентируется двумя базовыми законодательными актами. Первый – это №151-ФЗ (принят 02.07.2010). Он определяет правила работы и требования к МФО в России. Актуальная редакция документа принята 31.07.2020 года. Существенные изменения в очередной раз были внесены дважды в 2019 году (№271-ФЗ, №394-ФЗ) и аналогичное количество раз в 2020-м (№196-ФЗ, №306-ФЗ).
Второй - №353-ФЗ (принят 21.12.2013). Федеральный закон определяет порядок и условия предоставления займов и потребительских кредитов. Он изменяется еще чаще: трижды в 2019 году (№76-ФЗ, №271-ФЗ, №483-ФЗ) и по разу в 2020-м (№106-ФЗ) и 2021-м (№149-ФЗ).
Кроме того, не следует забывать о многочисленных документах, разработанных специалистами профильных федеральных ведомств и Центробанка. К числу первых относятся, главным образом, Минфин и ФНС.
Федеральный закон о микрозаймах 2020 года корректировался даже в течение года. Ключевыми нововведениями, некоторые из которых стартовали еще в 2019-м, стали такие:
Как было отмечено выше, общая тенденция государственной политики по отношению к МФО не изменилась. Тренд на ужесточение требований к участникам рынка и на ограничение возможностей их заработка на клиентах сохранился и даже стал еще более четко выраженным.
Изменения, которые вступили в силу или были приняты в 2021 году, не сильно отличаются от описанных выше. Два главных нововведения продолжили дальнейшее снижение как дневной процентной ставки (до 1,0%), так и общей суммы переплаты (до 100% от размера основного долга).
Важно отметить, что некоторые виды займов выведены из-под этих ограничений, что несколько расширяет возможности микрофинансовых организаций и компенсирует часть потенциальных убытков. Отсюда следует вполне логичный вывод: актуальный закон об МФО 2021 года по-прежнему позволяет выдаче займов оставаться в числе самых выгодных видов бизнеса в России.
Анализируя уже принятые и вступившие в силу корректировки в законодательство о микрофинансировании, можно с высокой долей уверенности предсказать дальнейшие действия государства. Первое и основное – активная деятельность Центробанка по проверке участников рынка на предмет соответствия ранее введенным требованиям. Результатом работы регулятора становится постепенное снижения количества легально действующих на территории России МФО. На сегодня эта цифра равняется 1 299.
Второе весьма вероятное нововведение – очередное сокращение как дневной процентной ставки, так и суммы переплаты по отношению к основному телу микрокредита. Определить пороговые значения этих параметров достаточно сложно. Тем более – многое будет зависит от дальнейшего изменения ключевой ставки Центробанка, которая недавно впервые за несколько последних лет стала расти.
Третьим ожидаемым изменением станет увеличение требований в части уставного капитала микрофинансовых организаций. Для МФК минимальное значение этого показателя установлено на уровне 70 млн. руб., для МКК – не отличается от обычного для ООО и равняется 10 тыс. руб. Вполне реально, что оба параметра будут скорректированы в сторону роста.
Учитывая сказанное, еще одним последствием принятых решений наверняка станет дальнейшее сокращение количества участников микрофинансового рынка. На этом фоне важно отметить еще один существенный факт. Он заключается в том, что снижение рентабельности бизнеса привело к сокращению числа вновь открываемых МФО.
В результате даже снижение количества исключенных Центробанком из реестра организаций не ведет к стабилизации общей численность микрофинансовых и микрокредитных компаний – она продолжает достаточно быстро уменьшаться. На данный момент нет никаких логичных оснований считать, что указанная тенденция измениться в ближайшие два-три года.
Практически все нововведения, которые принимаются законодателями в течение нескольких лет в этой области, направлены на ужесточение требований к участникам рынка. Главные из них – снижение суммы переплаты по займу и процентной ставки за пользование заемными средствами.
По состоянию на середину июня 2021 года в стране законно функционирует 1 299 микрофинансовых организаций. Цифра учитывает МФО обоих типов – и микрофинансовые, и микрокредитные компании.
Любое нарушение, а тем более – систематическое, допущенное МФО, оборачивается жесткими санкциями со стороны регулятора. Самым серьезным наказанием становится исключение из реестра, что означает запрет на дальнейшее ведение микрофинансовой деятельности.
Сделать точный прогноз достаточно проблематично, так как финансовую ситуацию в стране и мире сложно назвать стабильной. Но общие тенденции – на ужесточение контроля над рынком микрофинансовых услуг – наверняка сохранятся.
Рынок микрофинансирования регламентируется несколькими Федеральными законами и большим количеством ведомственных документов. Внесенные в течение нескольких последних лет изменения в действующую правовую базу привели к усилению контроля над МФО со стороны государства. Главная роль в этом принадлежит регулятору – Центробанку РФ. Анализ текущей ситуации позволяет сделать вывод о том, что тенденция на повышение требований к микрофинансовым организациям в ближайшее время не изменится.