МФО — гораздо более лояльный кредитор в сравнении с обычным банком. Но даже в таких организациях нередко отказывают в займах. Рассмотрим, какие для этого могут быть причины и ознакомимся с основными принципами, которыми микрофинансовые фирмы руководствуются в принятии решений по заявкам.
Да, но не слишком детально — в отличие от обычного банка. Смотрятся наличие или отсутствие записей:
Запросы в кредитную историю, как правило, осуществляются автоматически — с использованием специальных скоринговых алгоритмов. В чистом виде они используются, если микрозайм оформляется в режиме «только онлайн» - без визита в офис кредитора. Иногда решения по таким заявкам принимаются буквально за минуту. Понятно, что за это время даже самый быстродействующий скоринговый алгоритм не успеет проанализировать кредитную историю детально. Но внимание ключевым записям уделит обязательно.
Безусловно, у каждой МФО могут быть свои требования к кредитной истории. Более того, они могут быть персонифицированы — исходя из сведений по конкретному заемщику.
Используемые МФО скоринговые алгоритмы «подсчитывают», насколько критичен тот или иной показатель, и определяют, есть ли высокая вероятность того, что заемщик не вернет микрозайм с учетом запрошенной его суммы. Если есть — система отклонит заявку. Значение может иметь каждый из указанных типов записей (но наиболее значимые каждая МФО определяет сама).
Поэтому, если не дают займ (в нужной сумме) в МФО — скорее всего, это означает, что у заемщика очень плохая кредитная история. Но это не единственный фактор. Также могут иметь значение:
Бывает, что человек, бравший микрозайм в определенной МФО, допустил просрочку — и никак не хотел рассчитываться по «несправедливым» процентам, ругался к коллекторами от этой организации. В таких случаях ему не стоит удивляться, почему не дают даже самый скромный микрозайм — хотя кредитная история чистая (после того, как он все долги погасил).
Самое очевидное — иметь чистую (или хотя бы не имеющую записей о крупных долгах и банкротствах) кредитную историю. Кроме того, в плюс пойдут:
Сотрудники микрофинансовой организации часто оценивают заемщиков по внешним данным — и могут делать пометки в системе, влияющие на результат «скоринга». В ряде случаев оценочные баллы «натягиваются» за счет того, что работник просто отметил, что заявитель — человек приличный и нормально разговаривает.
Если кредитная история говорит, что кредит выдавать рискованно, но человек предъявил документы, по которым очевидно, что риски минимальны (например, справку о стабильных доходах), то сотрудник МФО также может повлиять на перспективы одобрения займа положительным для заявителя образом.
Бывает, что записи в кредитной истории отражаются с задержкой — и фактическая платежеспособность заемщика может быть сильно выше той, что прослеживается номинально по кредитной истории. Так, возможна ситуация, при которой человек закрыл крупный заем в банке — и его закредитованность стала минимальной, но в кредитной истории это еще не отражено. В этом случае для получения микрозайма он может показать работнику офиса МФО выписку из банка, где закрыл кредит.
Имеет смысл подавать заявки сразу в несколько МФО. А потом — выбрать по подходящим условиям те, что одобрили заем.
Бывает, что не дают никакой займ ни в одной МФО. Наиболее вероятная причина тому - наличие больших проблем с кредитной историей. В теории — если заемщик до того успел «разругаться» с каждой из соответствующих микрофинансовых фирм, куда подавались заявки.
Нет какого-либо списка МФО, где заем гарантированно выдадут. Политика разных кредиторов в части оценки платежеспособности заемщика примерно одинаковая: никто не пожелает выдавать деньги человеку без возможности их возврата. И если одна фирма отказала из-за плохой кредитной истории, то другая, скорее всего, сделает то же самое. Но можно попробовать обратиться в МФО:
Примечательно, что в сценарии, когда человек задумывается — где взять займ, если дружно отказали все МФО, на выручку внезапно может прийти обычный банк. Там скоринговые алгоритмы довольно редко задействуются в чистом виде: окончательное решение по кредиту может принимать человек (в то время как работник офиса МФО — лишь «рекомендовать» системе принять то или иное решение). Сотрудник банка может чисто по-человечески пойти навстречу заемщику — если тот документально подтвердит готовность вернуть заем (теми же документами о доходах).
Крайне нежелательно брать займы, альтернативные тем, что выдают банки или МФО, у сомнительных личностей и фирм, имеющих все признаки однодневок. Они могут выдвигать совершенно нереалистичные условия по процентам, требовать крупный залог. Даже при успешном возврате денежных средств, занятых в таких структурах, возможны последующие неофициальные претензии.
Главное, что следует знать об МФО — они заинтересованы в том, чтобы выдать деньги и получить затем за них процент. И невыдача кредита — практически всегда объективно чем-то обусловлена. Над факторами невыдачи всегда можно поработать.