Форма договора займа может меняться в зависимости от нескольких факторов: необходимости указания условий предоставления займа, количества сторон и их статуса (физлицо, юрлицо или ИП).
Письменная форма строго необходима в том случае, если сумма договора составляет свыше 50 минимальных размеров оплаты труда. В этом случае между физлицами заключается договор либо подтверждающая условия расписка. А между юридическими лицами либо юрлицом и физлицом обязательно составляется полноценный договор. Он может включать в себя до нескольких десятков разделов, подробно описывающих:
Также в письменной форме договора указывается процент за пользование денежными средствами либо его отсутствие (безвозмездное пользование).
Важный нюанс: если в договоре между юрлицом и физлицом (заёмщиком) указан процент, меньший, чем 2/3 ставки рефинансирования, то в этом случае уплачивается НДФЛ.
Понятие займа подразумевает, что одно лицо доверяет другому распоряжаться на своё усмотрение денежными или иными ценностями (вещами) – как за процент за использование, так и на безвозмездной основе. Заём возможен как в российских рублях, так и в иностранной валюте (в договоре указывается как аналог определённой суммы в пересчёте по текущему курсу рубля).
При этом форма договора займа трактуется достаточно широко. В общем смысле к ней относится и устная форма (заключённая договорённость не фиксируется, для установления факта таких отношений, например, в судебном порядке достаточно двух свидетелей). Письменная применяется при размере займа свыше 50 МРОТ либо если одна из сторон – юрлицо или ИП.
Примеров договоров займов очень много. Часть из них описывают взаимоотношения двух физических лиц, другая – физлица и юрлица, есть варианты для займов организации своему работнику, и для договоров между юридическими лицами (либо ИП).
Договор займа обязан содержать данные об обеих сторонах сделки, размер и условия получения займа. Необязательные пункты – это:
Совет Сравни.ру: Если вы хотите предусмотреть максимум деталей, не пользуйтесь шаблонными договорами займа, а составьте его на основе нескольких, привлеките специалистов. Иначе любые спорные моменты будут решаться по текущему законодательству, что не всегда удобно сторонам.