Великая Китайская стена — главный памятник древности, сохранившийся до наших дней. Уникальное творение человеческих рук привлекает каждый год миллионы туристов.
При этом многие не знают для каких целей она была построена и какие правила посещения установлены для туристов.
В древние времена китайцы, как и другие народы, столкнулись с проблемой кочевников, которые регулярно совершали разорительные набеги. Для защиты в III веке начали строить первые участки стены для защиты от хунну (кочевого народа, обитавшего в степях к северу от Китая).
В разные периоды строительства и реконструкции сооружения люди бунтовали, так как их силы были на исходе и они считали контракцию бесполезной, а стражники активно брали взятки чтобы сохранить жизнь при набегах.
Китайцы всегда искренне удивлялись вниманию европейского населения к Great Wall of China и придают ей иное значение. Несмотря на трудности и неудачи, появляющиеся при строительстве стена — символ стойкости китайского народа. В 80-е годы китайский лидер Дэн Сяопин решил монетизировать этот интерес, чтобы стена приносила стране выгоду. Согласно его указанию в 1984 году начался проект по ее реконструкции.
В 1987 году Великая Китайская стена включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Сегодня ее посещают каждый год до 40 млн. туристов.
Участки стены, расположенные вне туристических зон, продолжает разрушаться или сознательно уничтожается ели мешает строительству транспортной инфраструктуры.
Император Цинь Шихуанди из династии Цинь объединил разрозненные китайские земли и распорядился построить стену вдоль горного хребта Иншань с северной стороны. Строительство шло по двум направлениям: укрепление ранее построенных участков и постройка новых. Отдельные участки стен, построенные местными строителями и разделяющие территории было приказано снести.
За время правления Цинь Шихуанди строительство велось 10 лет. Из-за отсутствия дорог на место строительство возникли трудности с подвозом чистой воды и продовольствия. Всего к строительству привлекли 2 млн. человек, а одновременно было заимствовано 300000. Голод и заболевания убивали строителей тысячами.
До императора Цинь стену возводили путем утромбовывания земли, и прессования глины, гальки и других природных материалов между прутьями и тростником. Иногда применяли высушенные на солнце кирпичи.
Во время его правление стену возводили из плит. Уложенных плотно друг к другу на слои уплотненной земли.
Одним из элементов стены — башни. Башни возводимые вместе со стеной расположены на расстоянии 200 метров друг от друга. Башни, построенные до возведения стены меньшей ширины и встроены в нее случайным образом.
Во время императора Хань (206 до н.э. – 220 до н.э.) стену расширили на запад, вглубь пустыни для защиты торговых караванов от набегов кочевников. Каждый правитель вносил свой вклад в стену. Некоторые участки возводились несколько раз после ее разрушения из-за использования некачественных материалов.
Сохранившиеся участки были построены во времена династии Мин (1368 – 1644 годы). Строительство в это время велось из кирпича и блоков, чтобы конструкция была крепкой и надежной. За это время стена пролегла с востока на запад от заставы Шаньхайгуань на побережье Желтого моря до заставы Юймэнгуань.
При сложном ландшафте местности высота стены отличается на ее разных отрезках. Средняя высота 7,5 метров, с учетом прямоугольных зубцов – 9 метров. Ширина внизу 5,5 метров, вверху 4,5 метра. Кроме башен в стене предусмотрены сигнальные вышки, башни с бойницами и 12 ворот.
Сохранившиеся участки стены принадлежат к эпохе династии Мин (1368-1644 годы). Для строительства в это время использовались каменные блоки и кирпичи уложенные на смесь рисовой муки с гашеной известью. За время правления Мин защитная стена протянулась от заставы Шаньхайгуань на берегу Бохайского залива до заставы Юймэньгуань (в настоящее время провинции Ганьсу и Синьзян-Уйгурского АО). Именно эти пункты. От моря до моря, и обозначают как конечный точки крепостной стены.
Но Великая китайская стена не смогла решить задачи по обороне, которые на нее возлагали, но унесла много жизней и средств. Захватчики проникали либо между фрагментами стены, так как это не целостное сооружение, либо подкупали тех, кто ее оборонял. Чингисхан также постил при захвате северной части Китая, где властвовал до 1368 года.
Самый яркий пример неэффективности Great Wall of China — падение династии Мин. Войска династии Цин (Манчжурской) подошли к Шанхайскому проходу, который оборонял полководец У Саньгуя. Войско могло сдержать натиск, но вступило вс говор с нападавшими и противник проник вглубь страны.
Результатом незаконного захвата власти стало несерьезное отношение к правлению.
В 1933 году, во времена японо-китайской войны на рубеже восточной части стены отражала атаку армия Чан Кайши. Сражение закончилось поражением китайцев и созданием демилитаризованной зоны в радиусе 100 км к югу от Великой китайской стены на которой Китай не имел право размещать войска.
История появления и обзор стены присутствует в мифах, романах и других художественных произведениях, но на картинах художников стал появляться со второй половины XX века.
Экскурсия с переездом рассчитана на 2-3 часа. Для людей в хорошей физической форме есть пешие маршруты длиной 6-7 часов.
Туристический сезон начинается в апреле и заканчивается в октябре. И на популярных участках даже увеличивают цену входного билета. Так как летом температура может быть более 30 градусов и находится на открытом солнце тяжело, рекомендуется посещать Великую стену весной или осенью.
Туристов пропускают только на отреставрированные и безопасные участки.
График работы на участках разный с 6:40 до 18:30.
Так как стену посещает большое количество туристов, для борьбы с ее разрушением. На Великой Китайской стене запрещено:
Уже на подъезде к Китайской стене многих восхитит ее масштаб. Увидеть ее конец невозможно, она тянется от горизонта к горизонту. Она тянется через 17 провинций, а общая длина с ответвлениями составляет 21196 км. Самые яркие впечатления ждут туристов наверху — захватывающие панорамные виды по обе стороны стены, расположенной на горном перевале.
Участок построен при династии Мин и отреставрированный при Мао Цзэдуне. Первый участок открытый для свободного посещения протяженностью 50 км. Туризм на участке развивается с 1957 года. Туристам удобно посещать Бадалин благодаря расположению и наличием автобусного и железнодорожного экспресса.
График работы 6:40-18:30
Стоимость: с апреля по октябрь 45 юаней, с ноября по март 40 юаней.
В 80 километрах от Пекина находится участок длинной 2,2 км. Мутяньюй находится за районом Хуайжоу. Фунламен участка старше чем Бадалин. Участок находится в живописном месте, окружен лесами и ручьями. Восстановленный в 1569 году отлично сохранился и имеет много лестничных участков.
График работы 7:30-18:00 (вторая половина марта – середина ноября), остальное время 8:00-17:00
Стоимость: 40 юаней, для детей и пенсионеров 20 юаней, дети до 1,2 метра - бесплатно.
В 145 км. от Пекина располагается участок длиной 5,4 км. на котором хорошо сохранились 20 сторожевых башен. На восточной стене крутой уклон, что обусловлено ландшафтом со скалами. Еще 15 башен плохо сохранились.
На Симантае больше исторических участков. Особый интерес у туристов вызывают Небесный мост и Небесная лестница. Экстремальные участки закрыты для посещения.
График работы 8:00-18:00 (апрель - октябрь), остальное время 8:00-17:30
Стоимость: 40 юаней, для детей и пенсионеров 20 юаней, дети до 1,2 метра - бесплатно.
Древний оригинальный участок расположен в 150 км. от Пекина. Построенный при династии Мин на фундаменте древней стены в VI веке больше не перестраивался. Город разделил стену на 2 части:
График работы 8:10-18:00
Стоимость: 25 юаней.
В 156 км от Пекина расположен горный район провинции Луаньпин.Участок связан на востоке с Симатаем, на западе с Мутяньюем.
Длина участка 10,5 км с 67 башнями и 3 сигнальными вышками. Часть участка отреставрирована, но общее состояние сохранилось в оригинале, но к сожалению постепенно ухудшается.
График работы 6:00-18:00 (апрель - октябрь), остальное время 7:00-17:00
Стоимость: 65 юаней с апреля по октябрь, 55 юаней с ноября по март.
В 80 км. от Пекина расположен участок Хуанхуачен. Стена находится в приозерной части и достигнет длины 12,4 км. Участок строился 188 лет с 1404 года. Маршрут очень живописный, а некоторые стены погружены в воду.
График работы 8:30-17:00 (апрель - октябрь), остальное время 8:30-16:30
Стоимость: 60 юаней, дети до 1,2 метра - бесплатно.
Участок находится вдоль гор и тянется на 42 км. По всей его длине были построены 52 сторожевых башни и 14 сигнальных вышек, которые сохранились до наших дней. С 2014 года отреставрировали только 3 км. и 20 башен, остальная часть стены в неудовлетворительном состоянии. Достопримечательности Хуанья — Вдовья башня, древняя часть стены династии Северная Ци, лестницы Ханья Скай и Музей Великой Стены. Расстояние от Пекина – 120 км.
График работы: 7:30-18:00
Стоимость: 85 юаней, дети ростом от 1,2-1,5 метра 45 юаней, дети ниже - бесплатно.
Участок «Голова дракона», уходящий в Желтое море. Находится в 305 км. от Пекина. Крепость имеет форму квадрата с периметром 7 км и воротами на каждой стороне. Основная линия обороны приходилась на восточную стену «Первый проход под небом».
График работы: 7:00-18:00 (апрель - октябрь), остальное время 7:30-17:00. Музей круглый год работает с 8:00-17:00
Стоимость: бесплатно, «Первый проход под небом» 40 юаней.
Самые красивые участки стены из фиолетового мрамора, добытого на местных месторождениях. Один участок расположен около города Цзяньань, второй — горы Янышан. Посмотреть на эти участки нельзя, они закрыты для массового туризма.
В 2020 году археологи нашли новую, ранее неизвестную часть. Открытие было сделано случайно во время строительства дороги рабочие обнаружили руины древнего замка Цинпинбао. Замок являлся частью стены, но со временем скрылся под землей. Археологи нашли два двора и стены нескольких строений.
Самолеты в Пекин летают из Москвы. Но при наличии времени можно добраться на поезде. Расстояние между столицами 8000 км.
Ежедневно вылетают рейсы из Шереметьева и приземляются в Beijing Capital. Длительность полета 7,5 часов, а стоимость билета от 500 $ США.
Из Петербурга вылеты 3 раза в неделю. Дополнительно рейсы организованы из Иркутска, Новосибирска. Алма-Аты.
Из аэропорта в Пекин можно попасть на экспрессе, автобусе или такси.
Самый доступный участок для посещений – Бадалин.
Добраться можно на общественном транспорте. До других участков на такси или экскурсионных автобусах. Без знания английского или китайских языков рекомендуется воспользоваться услугами экскурсоводов.
Забронировать отель рядом с защитной стеной можно на сайтах https://www.booking.com/ и https://www.tripadvisor.ru/
Расскажем самые интересные мифы о Великой Китайской стене:
Интересные факты о сооружении, которое считается седьмом чудом света современного мира:
Музей был открыт 6 сентября 1994 года и находится в уезде Яньцин Пекина рядом с участком Бадалина.
Музей демонстрирует большую историю и богатое культурное содержание Великой Китайской стены.
Внешний вид здания музея похож на Великою стену и объединяет музей и стену в единое целое. Музей коридора извилистый и позволяет посетителям представлять маршрут по участку от крепости Цзяюйгуань до крепости Шаньхайгуань.
В коридоре расположены имитация «крепостей», «проходов», «сигнальные вышки».
Павильоны музея посвящены следующим темам:
Все экспозиции демонстрируют историю строительства и развития Великой стены, ее архитектуру, важные битвы около стены, исторические и гуманитарные памятники.
В коллекции входят исторические предметы найденные в результате раскопок в районе китайской стены. Высокие технологии позволили создать достоверную атмосферу сцен битв, проходивших около сооружения.
В прошлом году музей начал проект по поиску культурных реликвий для дальнейшего исследования достопримечательности.
Разыскивают предметы, фотографии, документы, строительные инструменты имеющие отношения к возведению и развитию Великой стены.
В стране больше 10 лет активно ведут реставрацию и восстановление самого известного памятника мировой архитектуры.
Разрушения происходят по нескольким причинам:
Активная программа реставрации началась по инициативе Дэн Сяопина в 1984 году. Самая живописная часть стены Цзянкоу протяженностью 20 км. в 70 км. от Пекина. Участок состоит из зигзагов и опасных склонов, но он удалена от туристического маршрута и находится в плачевном состоянии. Для его реставрации рабочие используют мулов, поднимающих строительный материал к подножию стены. Так как дорога резко уходит вверх и горы очень высокие. Мул может перевозить по 130 кг. кирпичей.
Где возможно рабочие применяют оригинальные кирпичи и камни вывалившиеся из кладки. Если подходящего камня нет рабочие используют кирпичи, изготовленные по специальной технологии.
Самый молодой участок, известный дикой красотой, самый «молодой» так как построен в 1600 году во время правления династии Мин. Другим участкам больше 2000 лет.
Работа продвигается медленно из-за неровного рельефа и рабочие используют самый обычные инструменты — молотки, кирки, лопаты и зубила. На сегодняшний день восстановлена 1/10 часть стены.
Цель реставрации обозначена ведущим инженером проекта — сохранить первоначальный вид, использовать оригинальные материалы и технологию укладки, чтобы сберечь историческую и культурную ценность.
Проблема процесса реставрации — все заводы в Пекине и около мест реставрации закрыты Правительством в рамках программы направленную на борьбу с загрязнением окружающей среды.
Реконструкция 1 метра обходится в 1450 $ США. Согласно официальной статистике, по данным Государственного управления культурного наследия Китая поддержание стены обходится правительству 100 млн. $.
Многие фрагменты стены утрачены, другие продолжают разрушаться. Историки и культурологи предпринимают различные меры для сохранения исторического наследия. Например, 6 августа 2012 года был полностью разрушен дождями участок длиной 36 метров в провинции Хэбэй.
Великая стена тянется по северным регионам Китайской Народной Республике через 17 провинций: от Ляонина до Цинхая.
Началом стены на востоке является «Голова дракона» с башней, уходящей на 23 метра в воду. Головой ее назвали так как одно из названий стены «Земляной дракон». Башня расположена в Бохайском заливе Желтого моря у города Шанхай-Гуань.
Окончание стены точно определить нельзя.
Многие учены сходятся во мнении, что на западе это «Нефритовые ворота» — неразрушенная часть заставы Юймэньгуань, расположенной в пустыне Гоби провинции Цзюцюань. Эти ворота символ Шелкового пути и официальная таможня на въезде на территорию страны.
По данным 2008 года длина стены с учетом ответвления 8850-8852 км. По археологическим данным, опубликованным в 2012 году историческая длина равна 21196 км.
Сегодня измерение длины осложняется несколькими факторами:
Ученые до сих пор открывают новые участки, которые скрыты грунтом и считают что новые объекты смогут обнаружить на территории Монголии и Северной Кореи.
Правда ли что при строительстве Стены людей замуровывали живыми?
Строительство было трудным и долгим. Из 2 млн. человек, участвующих в строительстве и множество из них погибло. В качестве наказания работников живыми замуровывали. Согласно легенде одна женщина пришла искать своего мужа и поняв что он погиб стала горько плакать. Он ее громких рыданий часть кладки обвалилась и показалось тело ее мужа. Она смогла забрать останки и похоронить с почестями. Людей действительно хоронили прям в стене, но подтверждения фактов что они были погребены заживо мы не нашли.
Какие еще достопримечательности можно посмотреть по пути на Великую стену?
Экскурсоводы сразу предлагают посетить достопримечательности, расположенные рядом с разными участками Сеты. Например, посещение участка Бадалин дополняют посещение Музея нефрита и Олимпийского парка, а после посещения участка Мутюнюй предлагают шоппинг на самом большом в стране чайном рынке. При самостоятельном путешествии лучше посвятить время изучению нескольких участков, а посещение других мест планировать после возвращения в Пекин.
Зачем тоннели в стене?
Тоннели и пещеры в стене использовались для транспортировки припасов или секретных ходов для отступления при внезапном наступлении. Некоторые тоннели оборудованы под храмы или святилища и местные жители верят, что это духовные врата между нашим миром и духами. Сегодня к посещению открыты несколько тоннелей.
Внутри Великая стена пустая?
Многие считают что внутри стена пустая и состоит из множества тоннелей. На самом деле это миф. Единственные внутренние помещения находятся в башнях. Внутри стены земля, кирпичи, дерево и камни из которых она построена.
Great Wall of China — грандиозное сооружение протяженностью пол экватора (9000 км) и по ширине 5-8 метров, высотой 6-7 метров.
Великая Китайская стена похожая на огромную каменную змею — символ Поднебесной и самая известная достопримечательность в мире. К сожалению многие участки стены исчезнут в будущем.
Великая стена — китайское чудо света, которое заслуживает того, что его приезжают смотреть туристы со всей планеты и местные жители, ведь как сказал Мао Цзэдун «кто не поднялся на стену – ненастоящий китаец». Рекомендуем к посещению, пока сооружение еще существует на нашей планете.