Пантеон, или как его еще называли Храм всех богов – одна из лучших достопримечательностей современного Рима и один из символов величия Римской империи. Храм уникален в своем роде, в нем восхищает как внутреннее пространство, так и фасад с лаконичным исполнением. Кроме того, для постройки Пантеона применялись передовые для своего времени технологии, возможно, именно поэтому он смог сохранить свой первозданный вид до наших времен.
В этой статье мы поговорим об особенностях Пантеона, разберем факты, связанные с одной из главных достопримечательностей Рима.
Пантеон – удивительное место, которое во все времена воспринимался как чудо. Римляне находили в нем связь с небом, богами. Кроме того, храм являлся олицетворением величия империи и гения инженерной мысли. В свое время храм был настоящим технологическим чудом, изумлял и вдохновлял.
В эпоху Ренессанса люди также восхищались величественным храмом. Знаменитые на весь мир гении высоко ценили Пантеон. Рафаэль Санти завещал похоронить себя в его стенах, так и было сделано. Микеланджело же, увидев Пантеон, был так поражен его красотой, что сравнил его с работой ангелов, а не людей.
Сейчас работа величайших архитекторов сохранилась в практически первозданном виде, что не может не впечатлять.
Изначально возведение храма приурочили к победе римского флота в бите на море над Антонием и Клеопатрой при мысе Акций. Командующий флотом Октавиана Августа был Марк Агриппа – его главный помощник и по совместительству зять. Эта громкая победа сильно повлияла на ход истории: впоследствии была создана Римская Империя, а Октавиан Август стал первым правителем империи.
Процессом возведения Пантеона руководил Марк Агриппа. Работы велись в 27 году до н.э. Согласно легенде, площадка для строительства была на месте, где Ромул, один из братьев-основателей Рима, вознесся на небо. Несмотря на то, что сооружение получило название «Храм всех богов», он был посвящен не всем божествам, а только семи, чьи имена носят планеты солнечной системы.
Пантеон стоял более ста лет, но не уцелел в пожаре 80-го года. При императоре Домициане он был восстановлен. С того же времени было увековечено имя первостроителя: на фасаде появилась надпись, которая дословно переводится как «Марк Агриппа, сын Луция, трижды консул, сделал это».
Однако в таком виде храм простоял недолго: через 30 лет в него попала молния, после этого здание вновь пострадало в пожаре. Исследователи истории утверждают, что вновь восстановлением Пантеона занялся император Траян. При нем работы начались, а закончились только к 126 году при императоре Адриане. Кстати, именно при этом правителе появилось множество новых строений Рима, неспроста он носил звание Восстановителя.
Император Адриан был большим ценителем греческой архитектуры. К работам по восстановлению привлекли греческого скульптора Аполлодора из Дамаска. Однако именно Адриан приказал казнить Аполлодора за критику другого его проекта, но это уже совсем другая история.
Архитектура одной из главных достопримечательностей Рима заслуживает особого внимания. Этот комплекс не просто красив и величественен, в его оформление был вложен символизм.
По замыслу проектировщиков, для Пантеона было отведено особое место среди других строений. Изначально храм представлял собой масштабный ансамбль. Перед ним располагалось пространство, обрамленное протяженной колоннадой. Она замыкала собой все пространство, как бы подводя к этому величественному строению.
Портик храма по своей конструкции является крытой галереей с 16-ю колоннами. Кстати, для этой колоннады не предусмотрено опор, конструкция стойко держится за счет своего веса.
Вес каждой колонны составляет порядка 60 тонн. Они были вывезены из Египта, который в ту пору был одним из владений Римской Империи. Процесс транспортировки этих каменных гигантов заслуживает отдельного внимания. Колонны были вырублены в карьере, оттуда их тащили волоком более 100 километров до берега Нила с помощью специальных саней. После этого пришлось ожидать весны, времени половодья, чтобы уровень воды поднялся. Эти многотонные конструкции разместили на баржах и отправили в Средиземное море. Затем ценный груз прибыл в порт Остия, а уже оттуда баржи направились в Рим по Тибру.
За каждым элементом этого величественного комплекса стоит огромная, титаническая работа. Уже это поражает воображение.
Вход в храм находится за большими бронзовыми вратами. Внутри тихо и немного прохладно, независимо от погоды. Работа, проделанная архитекторами и строителями, действительно впечатляет.
Внутри располагается крупная ротонда, а само здание имеет большой сферический купол.
Глядя на внутреннее убранство, можно сказать точно, что строитель прежде всего стремился к совершенству. Диаметр ротонды равен расстоянию от пола до купола. Идеальная сферическая форма находится на равном удалении от центра. Кстати. В этом кроется скрытый смысл. Форма сферы была выбрана неслучайно: это форма универсума, воплощение цикличности.
Кроме того, абсолютная гармония отражена и в оформлении стен и пола. Находясь в стенах храма, возникает впечатление, будто попал в огромный калейдоскоп: многообразие фигур, цветов. Кстати, внутреннее оформление сохранилось в первозданном виде спустя сотни и тысячи лет.
Конструкция храма трехъярусная, и в этом также таится свой особый символизм. Стены первого яруса украшены композицией из колонн и портиков, в которых расположены статуи богов, управляющих Миром.
Некоторые историки сходятся во мнении, что в одном из углублений-апсид сидел лично император Адриан: ему очень нравился величественный храм, в нем же он принимал людей.
По второму ярусу расположены фальш-окна. Этот ярус отражает уникальную связь между «мирским» и «небесным». Почему для украшения яруса были выбраны именно фальш-окна, а не стандартные? Возможно, в этом тоже есть определенная мудрость о том, что Свет и истину получить непросто.
Третий ярус – это купол идеальной сферической формы, он представляет собой олицетворение небесной сферы. Он украшен углублениями-кессонами. Купол разбит на 28 секций – особое, «магическое» число, выделенное Пифагором.
Купол Пантеона – отражение гения инженерной мысли и колоссальная работа в каждом элементе. Тут поражает и особая тонкость исполнения, и точность инженерного расчета.
Для строительства были использованы лучшие, если не сказать футуристические технологии того времени. При возведении применялся бетон, а уже его формула может считаться революционной по тем временам. Стены здания были выполнены из бетона в два слоя, между ними также заливался бетон. За счет такой конструкции, строителям удалось добиться особой прочности и стойкости здания. Именно благодаря этому уникальному решению Пантеон сохранился вплоть до наших дней в своем первозданном виде.
Толщина стен храма достигает почти 6 метров. За счет их жесткости и прочности создается надежный фундамент для огромного «парящего» купола. Для уменьшения веса купола строители прибегали к маленькой хитрости: в бетон добавляли легкую вулканическую породу с пузырьками-полостями – скория. Кстати, купол храма и по сей день считается самым большим неармированным куполом во всей Европе.
В самом центре купола расположилось широкое круглое отверстие с диаметром около 8 метров – это Окулус (лат.oculus, – глаз) – источник естественного света, единственный в храме. С помощью Окулуса создается струящийся, постоянно изменяющейся свет.
Око Пантеона – элемент, который делает весь смысл завершенным.
В храме показано, что есть боги и императоры, но даже над ними возвышается всевластное и всевидящее начало.
И даже в вопросе создания Окулуса древние римляне показали свою изобретательность. Дело в том, что осадки, проникающие в отверстие, не скапливаются и как следствие не приводят к сырости. Вода стекает через дырки в полу и утекает в специальную систему канализации.
Окулус – это не просто единственный источник света, а настоящее отражение гения инженерной мысли. Дело в том, что в разное время года луч света менял свое положение, освещая определенную статую. Таким образом отдавалась честь каждому из божеств, при этом каждому в равной степени.
Существует интересная легенда, согласно которой Окулус не был возведен строителями, а появился в результате проказ злых духов: они прорубили отверстие в куполе во время первой службы. Однако данная легенда далека от логики, ведь в таком случае непонятно, почему столь величественный храм возводили без окон.
После того как Рим стал мировым центром христианства, Пантеон был заброшен на длительное время. Новую жизнь он получил лишь в VII веке. Пантеон, построенный в честь римских богов, получил новое название – церковь Божией Матери «У мучеников». На тот момент в Пантеон привезли мощи святых мучеников.
Церковью языческий храм стал при Папе Бонифации IV, именно он просил об этом императора Фоку. Так, начиная с 603 года, некогда храм римских богов стал одной и главных святыней христианства.
Окулус же стал органичным дополнением храма, ведь он отражал христианские представления о Боге. Исследователи считают, что традиция изображать Христа Спасителя в центральной части купола в других византийских храмах была навеяна именно Окулусом.
Пантеон Агриппа – храм с огромной историей. Поэтому с ним связано столько интересных, а порой даже удивительных фактов.
В самом центре Площади Ротонды располагается Фонтан площади Ротонды. Он был заложен в 1575 году, вода в него подавалась по акведуку. Уже позже фонтан стал украшаться массивными масками и скульптурами дельфинов.
Посещать храм можно бесплатно, он открывает свои двери в 8:30 и закрывается в 19:30. Однако туристам важно помнить о дресс-коде, так как это – действующий храм. Выбирая одежду для посещения, следует выбрать модель с закрытыми плечами и коленями. Это требование распространяется на всех.
Пантеон – одна из главных достопримечательностей Рима, поэтому до него есть сразу несколько автобусных маршрутов. Добраться до достопримечательности можно и на метро, для этого необходимо сойти на станции Barberini, Линия А. Также можно запланировать экскурсию в составе группы.
Купол имеет сразу несколько отличительных особенностей. Во-первых, он имеет огромный люк – Окулус, который не закрывается. Во-вторых, для строительства использовались легкие и в то же время прочные материалы, крыша устойчива несмотря на отсутствие армирующей конструкции.
Римский Пантеон – не просто красивая достопримечательность. Это – уникальное место, сохранившее до наших дней богатейшую историю. Храм удивителен, он привлекает не только красотой, но и совершенством форм, инженерным гением строителей. Пантеон продуман до мелочей, и это действительно впечатляет. Туристы, посещающие Рим, непременно должны увидеть этот величественный храм.