Лувр или, как правильнее его называть, музей Лувра – это один из самых крупных и одновременно популярных музейных объектов мира. Ежегодно его посетителями становятся сотни тысяч и даже миллионы любителей и ценителей искусства, большая часть которых является иностранными туристами. Поэтому имеет смысл описать главную достопримечательность Парижа и Франции в целом более детально.
Данная статья является попыткой решить эту непростую, но очень увлекательную задачу.
Лувр расположен в старинном королевском дворце в центральной части Парижа. Масштабы музея проще всего демонстрируют несколько простых и очень наглядных цифр. Его хранилища содержат свыше 300 тысяч шедевров искусства самых разных временных эпох. Причем несмотря на огромные площади музея только 35 тысяч открыты для просмотра широкой публики. Именно они составляют основу многочисленных экспозиций, выставленных в разных помещениях музея. Завершить абзац со статистикой целесообразно еще одной цифрой. Каждый год Лувр посещает более 10 млн. человек.
Но намного важнее любых статистических данных названия нескольких шедевров мирового искусства, которые хранятся и выставляются в музее. Например, Джоконда (Мона Лиза) пера гениального Да Винчи. Или Венера Милосская, автор которой неизвестен (в отличие от самой скульптуры богини любви, имеющей поистине всемирную популярность). Или Великий сфинкс Таниса, заслуженно считающийся жемчужиной древнеегипетской цивилизации. Или Законы Хаммурапи, высеченные на черной базальтовой стеле и являющиеся самым древним законодательным актом человечества. Список можно продолжать очень долго. Но даже приведенных примеров достаточно, чтобы наглядно продемонстрировать масштабы и величие музейных коллекций и хранилищ.
Важно отметить универсальность Лувра, в котором собраны предметы культуры и искусства со всего мира, причем хронологически относящиеся к самым разным эпохам. С географической точки зрения здесь представлены шедевры Европы, Ближнего Востока, Северной Африки, обеих Америк, Австралии и Океании. Если рассматривать коллекции по времени, можно начать с Древнего Востока и Древнего Египта, продолжить эллинскими государствами и Древним Римом, после чего перейти к Средним Векам и дойти до современной культуры.
Сегодня Лувр представляет собой музейный комплекс сооружений. В его состав входит не только Королевский дворец, но и несколько музеев-спутников, многочисленные вспомогательные постройки и знаменитая площадь Наполеона. Именно на ней находится стеклянная пирамида, выполняющая функцию главного входа в Лувр.
Рядом с ней расположена статуя Людовика XIV на коне, которую принято считать точкой исторической оси Парижа.
Лувр основан в 1792 году и открыт 10 августа следующего, 1793-го. Но намного правильнее начать описание его истории за несколько веков до указанной даты.
Музей располагается в Королевском дворце, построенном на месте замка-крепости, которая называлась Большой башней Лувра. Она была возведена в конце 12 века по приказу короля Филиппа-Августа. В 1317 году сюда переносится королевская казна. Еще позднее – во времена Карла V – здание приобретает статус официальной резиденции короля.
Большая башня постепенно устарела, поэтому Франциск I принял решение о практически полном сносе здания. На месте которого возводится современная королевская резиденция, отличающаяся изысканной архитектурой и красочным оформлением. Следующие короли – Генрих II и Карл IX – продолжили строительство (возведены еще два крыла) и украшение интерьеров. В 1594 году Лувр соединяется с дворцом Тюильри, который построен по решению Екатерины Медичи. На этом реконструкция сооружения не закончилась. В течение нескольких следующих десятилетий объем королевского дворца вырос в 4 раза. Архитекторами в разное время выступали лучшие мастера Пьер Леско, Лемерсье, Луи Лево, Клод Перро и многие другие, несколько менее известные. Украшением и оформлением интерьеров занимались Пуссен, Лебрен, Романелли, профессионализм и творческая ценность которых не вызывает сомнений.
Только в 1682 году основные объемы строительства были завершены. Что стало следствием переноса королевской резиденции в Версаль. Дальнейшая модернизация и реконструкция комплекса зданий связаны с именем Наполеона и приглашенных им архитекторов Персье и Фонтена. Современный вид основной здание музея приобрело в 1871 году.
Сравнительно недавно – в 1989 году – по проекту архитектора Йо Минг Пея построена уже упомянутая выше пирамида из стекла, ставшая последним штрихом в процессе многовекового создания самого популярного в мире музейного комплекса.
Как было отмечено ранее, решение создать музей в Лувре принято в 1792 году, то есть за несколько лет до Французской революции. Подготовкой экспозиции сразу же занялся первый хранитель, которым назначили Юбера Робера. Его титаническая работа позволила открыть музей буквально через месяц после начала революции – 10 августа 1793 года. Несколько позднее – после прихода к власти Наполеона – музей назывался его именем.
Первые годы основу музейных экспозиций составляли преимущественно предметы искусства (главным образом – картины), собранные в разное время двумя французскими королями: Франциском I и Людовиком XIV. Основа коллекции первого была представлена полотнами итальянских мастеров, второго – была более разнообразна и содержала произведения живописцев из разных европейских стран. На момент создания Лувра в распоряжении хранителя находилось ровно 2,5 тысячи картин.
Огромную роль в формировании одной из крупнейших музейных коллекций мира сыграли наполеоновские войны. Французский император успешно покорил практически всю Европу (за исключением России и Великобритании). Произведения искусства разных стран выступили в качестве трофеев победоносной армии Франции. Особенно ценной в этом смысле оказалась «добыча», полученная после захвата и фактического разграбления Венеции. Дальнейшие правители Франции не были настолько успешны в военном плане, но старались действовать в духе Наполеона.
Что вполне удавалось, тем более – с учетом большого влияния государства на мировую политику и статуса крупной колониальной державы. Результатом чего стало постоянное добавление в хранилища и экспозиции Лувра новых шедевров.
Например, Венера Милосская была приобретена французским послом у правительства Турции практически сразу после обнаружения в 1820 году.
Статус крупнейшего музея мира требует регулярного подтверждения. Тем более – с учетом колоссального количества шедевров, которые находятся в хранилищах Лувра и попросту не могут поместиться даже во всех многочисленных выставочных залах музея. Именно поэтому правительством Франции в разные годы приняты решения открыть два так называемых музея-спутника.
Первый из них был построен в небольшом французском городке Ланс. Решение об этом принято в ноябре 2004 года. Уже через год – в 2005-м – состоялся тендер на разработку проекта, который выиграло архитектурное бюро из Японии SANAA. Открытие музея состоялось в декабре 2012 года. Уже в течение следующего 2013-го его посетителями стали свыше 824 тысяч человек. Не стоит сомневаться, что еще через год их число перевалило за миллион. Площади музея-спутника с легкостью вмещают более шести сотен предметов искусства. В планах руководства дальнейшее расширение объекта и увеличение экспозиции.
В том числе и прежде всего – за счет пополнения из хранилищ Лувра.
Второй филиал Лувра был открыт в столице ОАЭ Абу-Даби. Характерной особенностью этого музея-спутника стало активное сотрудничество с разными музеями Франции. Помимо Лувра, в их число вошли: Версальский дворец, Музей Орсэ и Центр Помпиду). Решение создать новый музей было принято в 2007 году.
Мероприятия по формированию собственной коллекции стартовали в 2012 году. В течение нескольких следующих лет было организовано несколько выставочных экспозиций. Официальное открытие музея произошло в 2017 году.
Здание расположено на острове Саадият и обладает очень стильной архитектурой (автором проекта является Жан Нувель), которую дополняют оригинальные и красочные интерьеры музейных залов.
Как было отмечено выше, хранилища музея отличаются богатством и разнообразием. По состоянию на сегодняшний день сформировано несколько коллекций, каждая из которых представляет огромный культурный и исторический интерес сама по себе. При их составлении учитывались три фактора: вид искусства, география и хронология. Что привело к появлению следующих музейных экспозиций:
В отдельную категорию выделены еще две экспозиции.
Первая представляет собой Павильон Часов и позволяет ознакомиться с историей Лувра и содержанием основных коллекций. Вторая называется Малой Галереей и предназначена для лучшего понимания художественных произведений, выполненных в разных жанрах.
Музей открыт в ежедневном режиме с 9 до 18 часов. В среду и пятницу он работает до 22 часов.
Стоимость билета в Лувр составляет всего 10 евро, причем детям и подросткам до 18 лет предоставлена возможность бесплатного посещения.
Точные географические координаты местоположения Лувра легко найти на достаточно подробной страничке музея в Википедии: 48°51′38″ с. ш. 2°20′16″ в. д. Если говорить об адресе, то она выглядит предельно просто и логично: Cour Napoléon. Ссылка на официальный сайт Лувра - https://www.louvre.fr/. Интерфейс ресурса предусматривает несколько версий на разных языках, но русского среди них в настоящее время нет.
Чтобы добраться до музея, можно воспользоваться двумя видами общественного транспорта:
Франция отличается очень развитой туристической инфраструктурой. Что в полной мере справедливо в отношении Лувра, в непосредственной близости от которого расположено сразу несколько отелей:
Длинная история Лувра не может не сопровождаться возникновением различных нештатных ситуаций. В качестве примера можно привести три очень масштабных происшествия:
За длительную (более двух веков) историю Лувра должность директора музея носило только 9 человек. Первым стал Баров Виван-Денон (с 1804 по 1816 годы).
Сегодня такой статус имеет Лоранс де Кар, назначенный директором Лувра в сентябре 2021 года.
Это один из крупнейших мировых художественных музеев, давно ставший символом не только Парижа, но и Франции в целом.
Богатой историей и впечатляющим набором из более чем 300 тысяч выдающихся предметов искусства. Многие из них являются подлинными шедеврами.
Более 10 млн. посетителей. Значительная часть которых является иностранными туристами.
На сегодня открыто два подобных музея – в Лансе (Франция) и Абу-Даби (ОАЭ).
Из которых примерно 35 тыс. могут уместиться непосредственно в музейных экспозициях.