logo
Ещё

Колизей – все об амфитеатре

Римский Колизей включен в список Новых чудес света. Вот уже более 2000 лет один из основных символов Италии притягивает миллионы туристов со всего мира. Колизей – достопримечательность Рима, которая дает возможность прикоснуться к многовековой истории, почувствовать захватывающий дух гладиаторских боев.

В этой статье мы разберем тонкости строительства величественного Колизей, поговорим об истории и других фактах.

Колизей

Колизей – визитная карточка Рима. Сейчас главная достопримечательность страны привлекает от 5 миллионов туристов в год и приносит казне миллионы евро прибыли. Информацию о великом амфитеатре можно найти не только в Википедии, но и других источниках.

Происхождение названия

Во времена Римской империи амфитеатр не назывался Колизеем, это название пришло намного позже – в VIвеке, уже после падения империи. Более современное название происходит от латинского слова «colosseus» – огромный, громадный. Существует распространенная версия, что название происходит от гигантской статуи императора Нерона, которая носила название «колосс Нерона». Изваяние располагалось прямо у входа в амфитеатр, однако после смерти императора статую переделали, и она стала посвящена богу Солнца. Несмотря на то, что данная версия широко распространена, в ней есть нестыковки. Так, например, «Колосс Нерона» был снесен еще в Римской империи, а название Колизей стало упоминаться в VIвеке. Вероятнее всего, что свое название строение получило из-за больших размеров, ведь амфитеатр действительно величественен.

До VI века Колизей носил название «Амфитеатр Флавиев».

Строительство началось в эпоху императоров Флавиев, и это – одно из главных достижений династии. Строительство велось при всех трех императорах: началось при Веспасиане, продолжалось при Тите и закончилось при Домициане. Всего стройка велась восемь лет, что для столь грандиозного проекта сравнительно небольшой срок.

История Колизея

Площадка для строительства была выбрана императором Веспасианом, огромный амфитеатр было решено строить на месте виллы печально известного императора Нерона. Новая династия Флавиев пыталась стереть наследие Нерона, возмущение у народа это не вызывало, так как император смог настроить против себя как знать, так и простых людей.

Сложно поверить, но были времена, когда по Колизею передвигались судна. Строительство началось в 72 году до н. э., закончилось оно к 80. Подвальные помещения на тот момент не были предусмотрены, поэтому арену заливали водой и устраивали имитацию «водных сражений» на радость публике.

Подвальные помещения амфитеатра появились уже при последнем императоре из династии Флавиев – Домициане. И хотя со строительством подвальных помещений в амфитеатре прекратились так называемые наумахии, для такой арены необходимы были помещения для различных целей: камеры для содержания преступников и клетки выступающих диких зверей, оказание первой помощи пострадавшим и т.д.

Стоит отметит, что в Колизее зрители наблюдали не только гладиаторские бои, но и казни преступников. Но также в стенах величественного амфитеатра проводились и стандартные мероприятия – концерты, ставились театральные постановки и т.д. Гладиаторские бои были запрещены в V веке, с этим запретом Колизей постепенно стал приходить в запустение. На этот период пришелся закат великой Римской империи, поэтому гражданам было уже не до ярких представлений.

Позже Колизей стал использоваться в качестве кладбища, в нем были мастерские.

Также, если верить легендам, в стенах арены собирались сатанисты и проводили обряды и ритуалы. На фоне этих легенд и появилась еще одна весьма экзотическая версия происхождения названия «Колизей». Согласно этой теории, Колизей – искаженное выражение «Eum Colis?», которое переводится как «Ты молишься ему?». Эта фраза использовалась в сатанинских ритуалах и обрядах. Версия интересная, но в то же время не самая правдоподобная.

Некоторые исследователи уверены, что название «Колизей» восходит к более древним временам и происходит от Collis Isaeum, что дословно переводится как «Холм, на котором расположен Изэум». Изэумы – храмы древнеегипетской богини Исиды, один из таких храмов мог располагаться в этом месте еще задолго до появления амфитеатра.

Исследователи истории сходятся во мнении, что образ Вальхаллы – место приюта павших в бою воинов в германской мифологии возник именно под впечатлением от увиденного Колизея. Расположенные в четыре яруса аркады напоминали германцам двери, на этом фоне и возникло представление об обители воинов с огромным количеством дверей.

Строительство амфитеатра Колизей

Строительство Колизея началось в 72 году н.э. на месте так называемого Золотого Дома – виллы императора Нерона. Для обеспечения необходимой устойчивости в процессе возведения заложили фундамент из бетона глубиной 6 метров.

Строительство началось при Веспасиане, проект был действительно масштабным. В планах императора было вернуть Римской империи былую славу после потрясений, вызванных многочисленными войнами.

Колизей, а также Храм Мира и Храм Клавдия должны были показать миру возрождение великой империи.

Амфитеатр был открыт через 8 лет, в 80 году н.э., во времена правления Тита. К тому времени на арене проводились гладиаторские бои и другие Мероприятия, однако окончательно Колизей был достроен уже при Домициане. Характеристики строения действительно впечатляли: величественный амфитеатр гордо возвышался над Римом и располагался между Эсквилинскими, Келийскими и Палатинскими холмами. Комплекс включал в себя 4 этажа, стены имели высоту 45 метров. Арена овальной формы имела размеры 87,5 на 54,8 метров.

Амфитеатр был рассчитан на 50 тысяч зрителей.

Для строительства мастера использовали главным образом известняк, кирпичи и, конечно, бетон с вулканическим камнем. Применяемые составы позволили добиться удивительной долговечности.

В строительстве Амфитеатра Флавиев были задействованы рабы, которые были доставлены в империю после военных успехов императора Веспасиана в Иудее. По оценкам ученых к строительству были привлечены более 100 тысяч человек. Рабы использовались для самых тяжелых работ – подъема тяжелых конструкций, доставки материалов и т.д. Над оформлением работали лучшие скульпторы, художники и инженеры всей Римской империи.

Колизей в Древнем Риме

Колизей – уникальное в своем роде строение. Этот грандиозный проект, по замыслу Веспасиана, был призван показать всему миру возрождение великой Римской империи. Стоит отметить, что амфитеатр справился с этой целью: масштабы, внимание к деталям поражают воображение.

Открытие амфитеатра было ознаменовано грандиозными играми. В стенах арены проводились гладиаторские и «морские» бои, проводились казни, выступления, концерты.

Несмотря на то, что амфитеатр был создан не только для гладиаторских боев, с их запретом в V веке величественный Колизей стал приходить в упадок.

Колизей – Средние века и Новое время

После падения империи в истории исполинского амфитеатра произошли огромные изменения. В разные период Колизей служил для разных целей.

Средние века

К концу VI века в стенах амфитеатра возвели святилище, а позже арена и вовсе стала использоваться в качестве кладбища.

В аркадах стали размещаться многочисленные лавки и мастерские. Начиная с XIвека Колизей стал местом борьбы за влияние двух знатных родов Рима – Франджипани и Аннибальди. Франджипани стали активно заниматься фортификацией амфитеатра, однако оба рода уступили строение английскому королю Генриху VII, он впоследствии передал огромный комплекс римскому сенату.

В XIV веке Рим потрясло мощнейшее землетрясение, оно привело к разрушениям, в том числе пострадал и Колизей – южная стена была повреждена.

Амфитеатр стал разрушаться, поэтому его конструктивные элементы стали активно использовать в строительстве церквей, вилл и других сооружений. Средневековые зодчие также не могли обойти вниманием амфитеатр: из каменных перегородок стали вырываться перегородки из бронзы, что также негативным образом сказалось на прочности, стены начали обрушаться гораздо интенсивнее.

Новое время

К XVI веку католическая церковь получила во владения Колизей. В планах папы СикстVбыло превратить некогда великую арену в суконную фабрику. Однако в XVII у жителей Рима появилось развлечение – бои с быками, они проводились главным образом в стенах амфитеатра.

В середине XVIII века папа Бенедикт XIV провозгласил Колизей священным местом для католической церкви. Это решение было обусловлено тем, что в стенах Колизея во времена Римской империи были замучены христиане, в память о них были установлены алтари. И хотя историки не согласны с тем, что в амфитеатре устраивали показательные казни христиан, именно решение папы Бенедикта XIV спасло строение от разрушения: с тех пор начались многочисленные попытки реставрации амфитеатра.

Для сохранения величественного амфитеатра были укреплены стены, был проведен ремонт лестниц.

Наши дни

В наши дни Колизей – визитная карточка Италии и одна из самых узнаваемых достопримечательностей во всем мире. Ежедневно тысячи туристов посещают арену, даже в пандемию коронавируса поток туристов не останавливался, хотя количество посещающих и сократили.

Поскольку Колизей тесно связан с Римской католической церковью, уже сложилась традиция, по которой в амфитеатре начинается богослужение на Страстную пятницу.

Архитектура Колизея

Арена амфитеатра имеет овальную форму. Размеры строения действительно впечатляют: высота стен более 45 метров. Для строительства применялся специальный бетон, кирпич, туф. Тавертин для облицовочных работ добывали в соседнем городе Тиволи, для транспортировки отделочного материала задействовали рабский труд.

Трибуны

Вокруг арены располагаются ступенчатые трибуны. Согласно подсчетам, амфитеатр Флавиев имеет вместимость до 50 тысяч зрителей, однако другие источники называют число в полтора больше – 75000. Сиденья были выполнены из мрамора, они разделялись специальными секциями, а уже между секциями размещались проходы и лестницы. Нижние ярусы были обустроены специально для императорской семьи и приближенных, немного выше располагались комфортабельные места для знатных граждан.

Еще выше размещались места для простых римлян, и только со временем амфитеатр получил еще одну пристройку, чтобы зрелище стало доступным для рабов и самых бедных.

Арена

Вокруг арены была сооружена высокая стена, ее основной функцией была защита зрителей от гладиаторов и свирепых диких животных. Несмотря на гигантские размеры непосредственно на арену вело только два входа:

  1. «Ворота Триумфа» – через них выходили все гладиаторы и выводились звери, однако после битвы в них выходили только победители.
  2. «Ворота Либитины» – через эти ворота выносились погибшие или раненные бойцы. Название такое название обусловлено мифологией, Либитина – богиня смерти и погребения в римской мифологии.

Гипогей

Гипогей – подземный комплекс, подвальные помещения, в которых размещались гладиаторы, заключенные и клетки с дикими животными. С помощью системы лифтов из тоннелей на поверхность доставляли необходимое оборудование и, конечно, непосредственных участников состязаний. За счет оснащения гипогея с десятками люков и помостов арена менялась во время состязания. Эффект неожиданности мог стать ключевым моментом шоу, от чего оно становилось более кровопролитным и зрелищным для римлян.

Веларий

Веларием назывался специальный навес, сделанный из парусины. Полотно натягивалось над амфитеатром при дождливой или жаркой погоде. Полотно держалось на мачтах, подобных корабельным, поэтому для его установки привлекались опытные моряки.

Колизей в культуре и искусстве

Колизей величественен, за долгие годы своего существования он вдохновлял творцов со всего мира.

Конечно, такой «гигант» просто не мог не оставить свой след не только в истории, но и культуре и искусстве.

В античности

Древнерисмкий писатель и историк Светоний писал о постройке на территории Рима храма Мира, храма Клавдия и упоминает амфитеатр, который возвел Веспасиан после Иудейской войны.

Упоминания об амфитеатре встречаются и в «Бревиарие от основания города» авторства Флавия Евтропия, однако постройку величественного Колизея приписывают не Веспасиану, а его сыну – Титу.

Говорил об амфитеатре и историк Секст Аврелий Виктор, который упоминал, что амфитеатр был возведен при Веспасиане Флавие.

В современности

Римский Колизей стал отличным образом для многих творческих людей – художников, режиссеров. Величественность, загадочность, непоколебимость, все эти черты были источником вдохновения.

Федерико Феллини считал Колизей чем-то привлекательным и даже мистическим, в нем он искал вдохновения. Режиссер использовал амфитеатр как некий сравнительный образ.

Колизей был изображен в таких фильмах, как «Гладиатор», «Спартак: кровь и песок», «Рим» и др.

Что еще посмотреть и почитать по теме

Колизей известен во всем мире, о нем рассказывают различные авторы античности и современности. Чтобы узнать больше о новом чуде света, можно прочитать такие книги, как «Архитектура Колизея» автора Цирес А.Г., «Колизей» авторства Мэри Берд и др.

Найти упоминания о величественном амфитеатре можно найти в многочисленных программах и документальных фильмах о путешествиях, истории.

Посещение Колизея

При поездке в Италию, необходимо заблаговременно покупать специальные билеты для посещения Колизея, прийти в свободном порядке не получится. Стоит отметить, что тысячи туристов проходят через знаменитый амфитеатр, поэтому билеты необходимо успеть купить. Для путешественников есть несколько вариантов покупки:

  1. Официальный сайт Колизея. Стоимость билетов на официальном сайте зависит от особенностей посещения. Так, простая экскурсия будет стоит около 18 евро, а вот с посещением арены уже дороже – 24. Такой вариант самый надежный и экономичный, однако свободных билетов на сайте очень мало, необходимо постоянно мониторить ресурс и ждать предложений.
  2. Продавцы-перекупщики. Можно найти и продавцов, которые продают билеты по весьма завышенной цене. Такой вариант будет стоить дороже и есть риск нарваться на мошенников, в то же время у перекупщиков можно приобрести билет на интересующую дату.
  3. Билетная касса. Около Колизея есть касса, в ней можно приобрести билет по системе одна штука в руки. По наблюдениям туристов самые большие очереди в кассу наблюдаются с утра и до обеда.
  4. Экскурсия с группой. Гиды проводят экскурсии, в составе группы также можно увидеть знаменитый амфитеатр.
  5. Оплата картой ROMA PASS. Специальная карта, в большинстве случаев, открывает возможности по бронированию билетов на официальном сайте. Перед покупкой лучше удостовериться, что карта дает возможность брони.

Также посетить Колизей можно бесплатно, получить бесплатные билеты прямо в кассе без предварительной брони могу т инвалиды и один сопровождающий.

Также можно бесплатно посетить Колизей в каждое первое воскресенье месяца, однако стоит учитывать, что очереди в этот день огромные, и придется простоять не один час, чтобы прикоснуться к истории.

При посещении стоит учесть некоторые особенности:

  • Для бесплатного посещения лицами с ограниченными возможностями здоровья необходимо предоставить справку об инвалидности.
  • Как для взрослых, так и для детей требуется удостоверение личности, билеты именные и их могут проверить на входе.
  • Лучше всего отказаться от скользкой обуви или обуви на каблуке, одежда должна быть комфортной, свободной и не ограничивающей движения.
  • Около Колизея туристов встречают «гладиаторы» в костюмах, с ними можно сделать фото, но стоить оно может очень дорого, если дополнительные расходы не запланированы, то лучше отказаться от такого досуга сразу.
  • Камеры хранения внутри еще не предусмотрены, поэтому не стоит брать с собой острые, взрывоопасные предметы и изделия из стекла, от них попросят избавиться на входе.

FAQ

1. Можно ли попасть в Колизей бесплатно?

Да, такая возможность есть в каждое первое воскресенье месяца.

2. Можно ли купить билеты в амфитеатр дистанционно?

Да, можно купить билеты на официальном сайте Колизея.

Вывод

Амфитеатр Флавиев – уникальное сооружение, которое сохранилось до наших дней, пройдя через века.

Посетить грандиозный Колизей можно в наши дни, однако стоит учесть, что поиск билета может стать непростой задачей.

Однако увидеть амфитеатр и прикоснуться к истории однозначно стоит потраченных денег и времени.