Вкладывая свои деньги в банковские продукты, люди хотят быть уверенны, что вернут их приумноженными. Поэтому многих интересует вопрос: «Застрахованы ли накопительные счета в банках государством?». В статье дадим ответ на этот вопрос.
Накопительные счета аналогичны обычным карточным счетам, но на остаток денег на них начисляется небольшой процент, что наделяет их признаками банковского вклада. В отличие от депозитов по счёту можно проводить операции (пополнять и снимать деньги в любой момент). Накопительные счета достаточно популярны среди вкладчиков. Но остаётся вопрос: насколько безопасно хранить деньги на таком счете и проходит ли накопительный счёт по программе страхования вкладов?
Согласно закону о страховании вкладов, все деньги физических лиц, которые находятся на хранении в российских банках, должны быть застрахованы. Это правило распространяется не только на вклады, но и на накопительные банковские счета. Важное уточнение: банк, в котором открыт накопительный счет, должен быть участником госпрограммы по страхованию вкладов.
По договору страхования вкладов застрахованной считается вся сумма и накопленные проценты, но только в пределах 1 млн 400 тысяч рублей. Выплата включает все накопления вкладчика, которые находятся в одном банке. По страховке клиент получит только 1 млн 400 тысяч рублей в том случае, если у банка отзовут лицензию или он признает себя банкротом. Средства сверх этого лимита будут взысканы в пользу вкладчика в судебном порядке.
Все банки, которые участвуют в государственной программе страхования вкладов, входят в общий реестр, который можно найти на сайте АСВ (Агентство по страхованию вкладов): https://www.asv.org.ru/insurance/banks_list/ (перечень банков - участников ССВ). Узнать, застрахован счёт или нет, можно также на сайте Центрального банка Российской Федерации (Банка России) (по номеру лицензии выданной кредитной организации либо по наименованию Банка): http://cbr.ru/credit/main.asp.
Если банк прекращает свою деятельность или приостанавливает свою работу, значит, можно говорить о наступлении страхового случая. Основные причины всего две:
В том случае, когда лицензия у банка не аннулируется, а включается санация кредитной организации, страховка вкладчикам не выплачивается. В этом случае считается, что новое управление банковской структуры сможет самостоятельно закрыть свои обязанности перед клиентами.
Если банковская организация лишилась лицензии, получить возмещение по своим счетам клиенты могут в течение двух лет с момента наступления страхового случая. Поэтому не стоит переживать, если вы вовремя не успели подать заявление на возмещение средств, все сбережения обязательно будут возвращены. Однако в случае введения моратория за получением страховки можно обратиться только в тот период, на время которого введен мораторий: после окончания его действия клиент теряет право на получение возмещения по страховке.
Когда наступает страховой случай, то банк в пятидневный срок формирует список обязательств перед вкладчиками. Эта бумага передаётся в агентство по страхованию вкладов (АСВ), для начисления выплат и погашения всех задолженностей банка. Информация о том, у какого банка отозвали лицензию и куда можно обратиться, обычно публикуется в средствах массовой информации и на официальных сайтах.
Для получения компенсации, вкладчик заполняет заявление и обращается с паспортом в один из указанных на сайте банков по истечении 14 дней с момента отзыва лицензии. Компенсация выдаётся не только наличными, но и безналичным путем, а именно деньги перечисляются на другой счет клиента. С заявлением может также может обратиться доверенное лицо вкладчика, ему надлежит иметь при себе паспорт и доверенность от владельца счёта, заверенную нотариусом.
Закон о страховании вкладов гарантирует возмещение по всем вкладам и счетам клиента в размере 100%, но не более 1,4 млн рублей. Валютные вклады пересчитываются по курсу ЦБ на дату наступления страхового случая. Сумма компенсации не может превышать 1,4 млн рублей, даже если вкладчик хранит деньги в одном банке на нескольких счетах.