logo
Ещё
Вклад в Т-Банке с доходностью 24%
Пополняйте и снимайте, когда удобно. С любых карт и в любых банкоматах — без комиссии.
Реклама АО «ТБанк»

Стоит ли участвовать в программе долгосрочных сбережений граждан – в чем подвох ПДС

ПДС или программа долгосрочных сбережений действует в России с начала 2024 года. Она представляет собой добровольный способ самостоятельного формирования пенсионных накоплений с активным софинансированием со стороны государства. На первый взгляд, участие в ПДС выглядит очень выгодным для будущего пенсионера. При этом некоторые специалисты вполне справедливо указывают на подводные камни действующих правил программы.

Попробуем разобраться, в чем подвох ПДС и каковые основные плюсы/минусы актуальной на сегодня программы долгосрочных сбережений.

ПДС – что это

ПДС представляет собой удобный инструмент самостоятельного формирования накоплений для увеличения размера пенсии. Он предусматривает заключение договора с НПФ (негосударственным пенсионным фондом). Услуга является полностью добровольной. По правилам ПДС накопления гражданина формируются из следующих источников:

  1. Собственные взносы (разовый начальный и регулярные последующие).
  2. Пенсионные накопления, которые хранятся на лицевых счетах в НПФ и получены из взносов за 2002-2014 годы с последующими доходами от инвестирования.
  3. Деньги материнского капитала (при наличии).
  4. Инвестиционный доход по договору с НПФ на участие в ПДС.
  5. Софинансирование из государственного бюджета (до 36 тыс. рублей в год в течение первых трех лет действия индивидуальной программы долгосрочных сбережений).
Размер софинансирования зависит от дохода физического лица и размера совершенных им взносов.

Участником ПДС может стать любой российский гражданин после достижения 18-летнего возраста и заключивший соответствующий договор с НПФ.

Основания для получения пенсионных выплат четко обозначены на уровне федерального законодательства. В их число входят:

  • достижение возраста 55 или 60 лет (первая цифра – для женщин, вторая – для мужчин);
  • истечение 15 лет с момента заключения договора ПДС с НПФ;
  • возникновение так называемой «особой жизненной ситуации», под которой понимается утеря кормильца или опасное заболевание, требующее дорогостоящего лечения (перечень подобных болезней определен законодательством).

Важным условием ПДС выступает возможность нескольких схем получения долгосрочных сбережений:

  1. Единовременно (по истечении 15 лет, если сумма выплаты меньше 10% прожиточного минимума, или при возникновении особой жизненной ситуации).
  2. Регулярно в течение определенного срока (не менее 10 лет).
  3. Регулярно пожизненно (сумма платежа устанавливается по специальной формуле).

В завершении описания программы долгосрочных сбережений необходимо отметить еще два существенных момента. Оба касаются стимулирования граждан участвовать в ПДС со стороны государства. Первым является налоговый вычет в размере до 52 тыс. рублей ежегодно (на весь срок действия договора с НПФ).

Вторым выступает государственное страхование сбережений на сумму до 2,8 млн. рублей (что в 2 раза больше, чем обязательная страховка банковских вкладов граждан).

В чем подвох действующей ПДС

Перечисленные выше правила и условия программы долгосрочных сбережений действуют с начала 2024 года. Они достаточно жестко регламентированы федеральным законодательством, а потому не сильно отличаются в разных негосударственных пенсионных фондов.

Даже беглый анализ показывает очевидную выгодность ПДС для будущих пенсионеров. Причем независимо от текущего возраста, что позволяет считать программу по-настоящему универсальной. По крайней мере, на первый взгляд и без информации о результатах реализации на практике.

В то же время оценивать ПДС только положительно и называть перспективы программы очень радужными пока все-таки несколько преждевременно. Прежде всего – из-за нескольких подводных камней, присутствующих в описанных ранее правилах. Специалисты дают несколько вариантов ответа на вопрос, в чем состоит подвох действующих правил программы долгосрочных сбережений.

Чаще всего речь идет о 4 ключевых моментах, каждый из которых имеет смысл описать несколько подробнее.

Ограничение времени софинансирования тремя годами

Другими словами, главный стимул участвовать в программе действует только в самом начале. Причина ввода такого лимита очевидна и заключается в желании ограничить расходы бюджета.

В то же время любой потенциальный вкладчик может задаться вопросом, насколько целесообразно вкладывать деньги на столь длительный срок, когда основная выгода действует только в начале? И нет никакой уверенности, что ответ будет утвердительным.

Существует ненулевая вероятность, что срок софинансирования может быть позднее увеличен или пересмотрен для новых участников. Но на данный момент говорить об этом рано, так как подобное решение может быть принято только по результатам анализа статистки реализации программы хотя бы за 2-3 года.

Дифференцированный размер софинансирования

Сумма поддержки из государственного бюджета рассчитывается на основании двух факторов. Первый – это размер ежемесячного дохода гражданина. Второй – величина личных взносов в рамках ПДС. На сегодня возможны три схемы софинансирования со стороны государства:

  1. 1 к 1. Такая пропорция действует в отношении физических лиц с ежемесячным доходом до 80 тыс. рублей. Она означает, что на каждый рубль личных взносов будет начислен еще один из государственного бюджета.
  2. 0,5 к 1. В этом случае государство добавить половину от персональных взносов участника ПДС. Схема распространяется на граждан, имеющих доход в диапазоне 80-150 тыс. рублей.
  3. 0,25 к 1. Выплата из бюджета 25 копеек на каждый рубль собственных взносов доступна лицам с доходом свыше 150 тыс. рублей в месяц.
Основной причиной ввода описанной выше схемы софинансирования становится желание поддержать граждан с меньшим доходом. Что вполне логично, но снижает выгодность участия в программе для остальных.

Невысокая доходность инвестирования НПФ

Главной проблемой всей системы негосударственного (добровольного) пенсионного обеспечения (ДПС) выступает низкий уровень инвестиционных доходов. Он объясняется жесткими правилами инвестирования, которые действуют в отношении НПФ. Дело в том, что фондам разрешено вкладываться только в самые надежные активы, присутствующие на рынке. Например, ОФЗ или корпоративные облигации и другие ценные бумаги.

Причина такого ограничения очевидна: пенсионные накопления клиентов необходимо защищать. Поэтому риски вложений минимизируются. Оборотной стороной такого подхода становится неизбежное снижение доходности, которая нередко оказывается ниже инфляции. В результате фактически деньги сохраняются, но не происходит реального накопления.

Нередко они даже теряют в покупательной способности.

Отсутствие стабильности

Завершающим подводным камнем является недоверие граждан к действующей в стране пенсионной системе. Причем оно в равной степени распространяется как на обязательную, так и на добровольную ее части. Чему не стоит удивляться, если внимательно изучить историю последних трех-четырех десятков лет.

За этот относительно небольшой промежуток времени система пенсионного обеспечения россиян менялась неоднократно. Практически всегда – с заметным финансовым ущербом или в худшую сторону для вкладчиков. Достаточно привести примеры увеличения пенсионного возраста или ввода очень сложных формул расчета будущей пенсии.

Логичным следствием описанной ситуации становится сомнение в том, что рассчитанные в общем случае на 15 лет правила ПДС сохранятся к моменту получения пенсионных накоплений в неизменном виде.

Преимущества и недостатки

В качестве промежуточного итога имеет смысл кратко привести основные плюсы и минусы ПДС в текущем виде. К числу преимуществ программы относятся:

  1. Серьезная поддержка государства в виде налогового вычета и софинансирования.
  2. Жесткий контроль над деятельностью НПФ.
  3. Государственное страхование – через АСВ – накоплений граждан на сумму 2,8 млн. рублей.
  4. Возможность задействовать сформированные ранее пенсионные накопления.
  5. Прозрачность условий сотрудничества с НПФ.
  6. Несколько схем получения выплат на выбор.

Главными недостатками ПДС выступают:

  1. Ограничение срока софинансирования тремя годами.
  2. Недоверие к настолько длительным программам накоплений из-за риска финансовых кризисов или изменения правил.
  3. Невысокая инвестиционная доходность.

FAQ

Что представляет собой ПДС в нынешнем виде?

Это достаточно интересный инструмент для увеличения будущей пенсии. Особенно выгодный для тех, кто находится в предпенсионном возрасте, так как именно они могут воспользоваться софинансирование с максимальной эффективностью.

Когда начала действовать программа?

С января текущего, то есть 2024 года.

В чем ее основные потенциальные проблемы?

Их несколько: низкая доходность, длительный срок действия до получения выплат, ограничение по времени софинансирования и общее недоверие к государственной пенсионной системе.

Насколько перспективным является участие в ПДС?

Оценить выгодность заключения договора с ПДС на данный момент – до получения статистики хотя бы за 2-3 года – весьма проблематично. В общем случае программа может оказаться интересной для достаточно многочисленной категории будущих пенсионеров.

Вывод

  1. ПДС – новая добровольная программа долгосрочных сбережений, которая стала доступной в России с начала 2024 года.
  2. Она предоставляет удобную возможность накопить денежные средства для получения пенсии из нескольких источников: личные взносы, софинансирование государства, пенсионные накопления прежних лет, инвестиционный доход.
Основными подводными камнями новой ПДС, способными помешать успешной реализации программы, выступают: низкая доходность от инвестирования, ограниченный срок и дифференциация софинансирования, недоверие к пенсионной системе страны.