ПДС или программа долгосрочных сбережений действует в России с начала 2024 года. Она представляет собой добровольный способ самостоятельного формирования пенсионных накоплений с активным софинансированием со стороны государства. На первый взгляд, участие в ПДС выглядит очень выгодным для будущего пенсионера. При этом некоторые специалисты вполне справедливо указывают на подводные камни действующих правил программы.
Попробуем разобраться, в чем подвох ПДС и каковые основные плюсы/минусы актуальной на сегодня программы долгосрочных сбережений.
ПДС представляет собой удобный инструмент самостоятельного формирования накоплений для увеличения размера пенсии. Он предусматривает заключение договора с НПФ (негосударственным пенсионным фондом). Услуга является полностью добровольной. По правилам ПДС накопления гражданина формируются из следующих источников:
Размер софинансирования зависит от дохода физического лица и размера совершенных им взносов.
Участником ПДС может стать любой российский гражданин после достижения 18-летнего возраста и заключивший соответствующий договор с НПФ.
Основания для получения пенсионных выплат четко обозначены на уровне федерального законодательства. В их число входят:
Важным условием ПДС выступает возможность нескольких схем получения долгосрочных сбережений:
В завершении описания программы долгосрочных сбережений необходимо отметить еще два существенных момента. Оба касаются стимулирования граждан участвовать в ПДС со стороны государства. Первым является налоговый вычет в размере до 52 тыс. рублей ежегодно (на весь срок действия договора с НПФ).
Вторым выступает государственное страхование сбережений на сумму до 2,8 млн. рублей (что в 2 раза больше, чем обязательная страховка банковских вкладов граждан).
Перечисленные выше правила и условия программы долгосрочных сбережений действуют с начала 2024 года. Они достаточно жестко регламентированы федеральным законодательством, а потому не сильно отличаются в разных негосударственных пенсионных фондов.
Даже беглый анализ показывает очевидную выгодность ПДС для будущих пенсионеров. Причем независимо от текущего возраста, что позволяет считать программу по-настоящему универсальной. По крайней мере, на первый взгляд и без информации о результатах реализации на практике.
В то же время оценивать ПДС только положительно и называть перспективы программы очень радужными пока все-таки несколько преждевременно. Прежде всего – из-за нескольких подводных камней, присутствующих в описанных ранее правилах. Специалисты дают несколько вариантов ответа на вопрос, в чем состоит подвох действующих правил программы долгосрочных сбережений.
Чаще всего речь идет о 4 ключевых моментах, каждый из которых имеет смысл описать несколько подробнее.
Другими словами, главный стимул участвовать в программе действует только в самом начале. Причина ввода такого лимита очевидна и заключается в желании ограничить расходы бюджета.
В то же время любой потенциальный вкладчик может задаться вопросом, насколько целесообразно вкладывать деньги на столь длительный срок, когда основная выгода действует только в начале? И нет никакой уверенности, что ответ будет утвердительным.
Существует ненулевая вероятность, что срок софинансирования может быть позднее увеличен или пересмотрен для новых участников. Но на данный момент говорить об этом рано, так как подобное решение может быть принято только по результатам анализа статистки реализации программы хотя бы за 2-3 года.
Сумма поддержки из государственного бюджета рассчитывается на основании двух факторов. Первый – это размер ежемесячного дохода гражданина. Второй – величина личных взносов в рамках ПДС. На сегодня возможны три схемы софинансирования со стороны государства:
Основной причиной ввода описанной выше схемы софинансирования становится желание поддержать граждан с меньшим доходом. Что вполне логично, но снижает выгодность участия в программе для остальных.
Главной проблемой всей системы негосударственного (добровольного) пенсионного обеспечения (ДПС) выступает низкий уровень инвестиционных доходов. Он объясняется жесткими правилами инвестирования, которые действуют в отношении НПФ. Дело в том, что фондам разрешено вкладываться только в самые надежные активы, присутствующие на рынке. Например, ОФЗ или корпоративные облигации и другие ценные бумаги.
Причина такого ограничения очевидна: пенсионные накопления клиентов необходимо защищать. Поэтому риски вложений минимизируются. Оборотной стороной такого подхода становится неизбежное снижение доходности, которая нередко оказывается ниже инфляции. В результате фактически деньги сохраняются, но не происходит реального накопления.
Нередко они даже теряют в покупательной способности.
Завершающим подводным камнем является недоверие граждан к действующей в стране пенсионной системе. Причем оно в равной степени распространяется как на обязательную, так и на добровольную ее части. Чему не стоит удивляться, если внимательно изучить историю последних трех-четырех десятков лет.
За этот относительно небольшой промежуток времени система пенсионного обеспечения россиян менялась неоднократно. Практически всегда – с заметным финансовым ущербом или в худшую сторону для вкладчиков. Достаточно привести примеры увеличения пенсионного возраста или ввода очень сложных формул расчета будущей пенсии.
Логичным следствием описанной ситуации становится сомнение в том, что рассчитанные в общем случае на 15 лет правила ПДС сохранятся к моменту получения пенсионных накоплений в неизменном виде.
В качестве промежуточного итога имеет смысл кратко привести основные плюсы и минусы ПДС в текущем виде. К числу преимуществ программы относятся:
Главными недостатками ПДС выступают:
Это достаточно интересный инструмент для увеличения будущей пенсии. Особенно выгодный для тех, кто находится в предпенсионном возрасте, так как именно они могут воспользоваться софинансирование с максимальной эффективностью.
С января текущего, то есть 2024 года.
Их несколько: низкая доходность, длительный срок действия до получения выплат, ограничение по времени софинансирования и общее недоверие к государственной пенсионной системе.
Оценить выгодность заключения договора с ПДС на данный момент – до получения статистики хотя бы за 2-3 года – весьма проблематично. В общем случае программа может оказаться интересной для достаточно многочисленной категории будущих пенсионеров.
Основными подводными камнями новой ПДС, способными помешать успешной реализации программы, выступают: низкая доходность от инвестирования, ограниченный срок и дифференциация софинансирования, недоверие к пенсионной системе страны.