Желание получать как можно больше выглядит вполне естественным для любого работника. Стремление руководства сэкономить на оплате труда видится не менее логичным и делает задачу сотрудника очень непростой. Ее успешное решение требует соответствующей подготовки. Поэтому имеет смысл рассмотреть вопрос, как и когда просить повышения зарплаты, более внимательно.
Приведенная в статье информация наверняка окажется полезной для многочисленных наемных работников любых коммерческих или даже государственных структур.
Сначала необходимо разобраться с правильным определением времени для обращения к начальству. Ответ на вопрос, когда делать этого не стоит, рассмотрен в следующем разделе статьи. Здесь же целесообразно перечислить причины, которые придадут просьбе сотрудника о повышении зарплаты больший вес и объективный характер:
Последний пункт списка заслуживает дополнительного комментария. Дело в том, что в нем описана типовая ситуация, при которой имеет смысл заниматься не увеличением оклада. Намного правильнее претендовать на участие в распределении прибыли. Например, в виде регулярной премии, которая рассчитывается в процентах от доходов компании в целом или тех, что связаны с конкретным работником. Такой формат оплата труда в подавляющем большинстве случаев оказывается заметно более выгодным.
Причем не только для наемного сотрудника, но и для самой компании, так как обладает повышенными стимулирующим эффектом для дальнейших достижений работника на трудовом поприще.
Первым и главным «табу» становится запрет на просьбы о прибавке в сложные для предприятия времена. Признаками которых становятся задержки по зарплате, отправка персонала в принудительные отпуска, работа неполный день и т.д. Рассчитать на положительный ответ в подобной ситуации попросту не имеет никакого смысла. Руководитель, принимающий решение о распределении фонда оплаты труда, не только скажет однозначное «нет», но и станет рассматривать просящего сотрудника как первого кандидата на сокращение при дальнейшем усугублении финансовых проблем компании.
Важно объективно оценивать положение предприятия. То есть ориентироваться не на декларации руководства, а реальную финансовую ситуацию. Например, директор может утверждать, что денег нет, все пропало и «гипс снимают». На деле компания закупает современное оборудование и готовится к запуску нового продукта. Что означает отличные перспективы на самое ближайшее будущее. Кто оценит их заблаговременно и своевременно обратиться к начальству, может претендовать на солидную прибавку к зарплате.
Второе правило касается недавно устроившихся сотрудников. Просить и тем более требовать увеличить зарплату через два-три месяца после трудоустройства, мягко говоря, некорректно. Естественно, если подобные условия не были оговорены заранее, то есть при найме на работу. Более-менее логичным будет обратиться к руководству хотя бы через год после начала сотрудничества.
Теоретически можно и раньше, но для этого должны быть очень веские основания, перечень которых был описан в предыдущем разделе статьи.
Не менее важный вопрос касается суммы увеличения заработной платы. Что вполне логично: если просить слишком много, увеличиваются шансы не получить ничего. И напротив, глупо начинать разговор с маленькой прибавки, если вполне реально рассчитывать на много большую. Единственно правильного ответа, что называется, «на все случая жизни», по данной теме попросту не существует.
Если речь идет о серьезных основаниях и регулярном увеличении зарплаты, имеет смысл говорить о прибавке на уровне 10-25%. Если оплата труда не увеличивалась давно (3-5 лет), целесообразно просить сразу 25-50%. Еще одним удачным решением может стать небольшое увеличение оклада (на 10-15%) при одновременном введении премии. Причем последняя должна быть привязана к конкретным результатам работы, что является выгодным всем. Сотрудник получает понятную и прозрачную схему роста общей оплаты труда. Работодатель – стимулированного работника.
Переговоры с руководством – далеко не самое простое мероприятие. Тем более с учетом того, что большая часть начальства, принимающего решения об оплате труда персонала, имеют намного более серьезный опыт решения подобных задач. Поэтому стоит подойти к делу максимально ответственно, то есть уделить время подготовке.
Трудозатраты с легкостью окупятся успешным результатом в виде существенного повышения зарплаты.
Общую схему предпринимаемых действий можно разделить на три этапа.
Длительность подготовительной стадии подбирается так, чтобы не упустить подходящее для обращения к руководству время. Чем раньше начать подготовку, тем лучше. Она должна включать следующие моменты:
Последний пункт списка целесообразно прокомментировать дополнительно. Очень важно понимать, на что готов пойти сотрудник при неудаче переговоров. Оптимальный вариант – иметь «запасной аэродром» с возможностью уйти и «хлопнуть дверью». Что дает намного больше аргументов для использования жесткого стиля ведения переговоров. Если альтернативного места трудоустройства нет (как и шансов быстро его найти), необходимо придерживаться более мягкой стратегии.
На этой стадии работник последовательно решает две задачи. Первая – назначение встречи с ответственным сотрудником (непосредственный начальник, руководитель компании, собственник предприятия), принимающим решение о зарплате. Причем с заранее известной темой, касающейся увеличения зарплаты. Вторая – непосредственное достижение нужного результата в виде прибавки к текущему размеру оплаты труда.
Выбор оптимальной стратегии сильно зависит от нескольких факторов. К числу которых относятся:
Такое количество факторов исключает возможность дать какие-либо точные рекомендации. Общий характер разговора и стратегия поведения сотрудника станут более-менее понятными по итогам подготовки. Тем более – если она проведена грамотно и последовательно.
Единственное, что необходимо обязательно отметить, заключается в следующем. Результатом переговоров должен стать четкий ответ руководителя. Варианты «У меня нет полномочий» или «Давайте вернемся к теме через полгода» не должны рассматриваться. Хотя вполне допустим такой: «Согласен увеличить оклад на 10%» или «Дам окончательный ответ через 1 день».
Несложно догадаться, что итогом переговоров может стать один из двух вероятных сценариев. Поэтому рассмотрим оба.
Даже при частичном одобрении повышения (то есть увеличении оплаты труда, но в меньшем объеме, чем планировалось) работник обычно соглашается продолжить сотрудничество. За исключением случаев, когда рост ЗП оказывается символическим.
Далее необходимо сосредоточиться на работе. Особое внимание нужно уделить исполнению взятых на себя обязательств. При этом обязательно нужно провести анализ переговоров. В том числе – с точки зрения качества подготовки, реакции руководителя и других подобных вопросов. Это необходимо сделать, так как подобный разговор наверняка не окажется последним.
К негативному ответу начальства нужно быть морально готовым. В этом случае целесообразно действовать по заранее разработанному сценарию. Он может включать как продолжение сотрудничества на прежних условиях (в том числе – с параллельным поиском другой работы), так и быстрый уход для трудоустройства у другого работодателя.
Причем подача заявления на увольнение может рассматриваться как последний и фактически ультимативный аргумент в переговорах. Нередко он оказывается весьма действенным. Тем более – если сотрудник является ценным и результативным. Хотя велика вероятность, что работодатель удовлетворит заявление об уходе. Что не должно стать сюрпризом для сотрудника.
Сразу после трудоустройства, в плохой для предприятия финансовой ситуации, после серьезных ошибок сотрудника и т.д.
После определенного времени успешной работы, при расширении функций или увеличении объема решаемых задач, если оплата труда давно не пересматривалась.
Как можно больше вопросов: от выбора стратегии ведения переговоров до формулирования оснований для повышения зарплаты.