Импульсивные покупки представляют собой спонтанные по приобретению товаров или услуг, никак не касающихся реальных потребностей человека. Результатом становится необдуманное увеличение расходов без какой-либо пользы, вплоть до нанесения серьезного ущерба личному или семейному бюджету.
Рассмотрим более внимательно, что понимается сегодня под импульсивными покупками, каковы причины их совершения, в чем состоит потенциальный вред и какие эффективные способы решения проблемы применяются на практике.
Под импульсивными понимаются незапланированные, необдуманные, спонтанные и внезапные покупки. Их совершение обычно вызвано эмоциональным состоянием покупателя и никак не связано с его потребностями.
Результатом становится формирование устойчивой привычки тратить деньги без какого-либо плана, вплоть до возникновения серьезной зависимости. Дальнейшее усугубление проблемы выступает причиной крупных финансовых потерь, попадания в долговую яму и, в конечном счете, чувства вины. Последняя выражается в психологическом дискомфорте, который устраняется новой спонтанной покупкой. Что приводит к созданию цикла. Причем каждый его виток означает переход на следующую, еще более тяжелую и неприятную стадию зависимости.
Для большей наглядности можно привести по три пример осознанной и необдуманной покупки. Они приводятся в удобной для визуального восприятия табличной форме.
Импульсивная покупка |
Обдуманная покупка |
Поход в магазин с желанием купить одну пару ботинок, вместо которой были приобретены сразу три пары, но кроссовок и по акции. |
Два вечера осуществлялся выбор оптимальной модели кроссовок. Которая была заказана онлайн двух разных размеров. В пункте выдачи заказов проведена примера и оставлена подходящая пара. |
После трудного рабочего дня в качестве бонуса оформлен заказ на доставку наушников. Наутро изучение оставшихся средств показывает, что до зарплаты еще неделя, а денег хватает только на дорогу к работе. |
Поставлена цель – купить велосипед для ежедневных оздоровительных поездок. Схема совершения покупки: изучение темы, подбор подходящей модели, накопление денег в течение 2-х месяцев, приобретение товара. |
Приобретен широкоформатный монитор для ПК под девизом «Живем один раз!» Хотя посещение магазина было связано с покупкой утюга, так как прежний вышел из строя. Денег на него попросту не осталось. |
При оформлении покупки учебного курса по художественной литературе был найден еще один интересный – по психологии. Далее проводится анализ состояния бюджета, выявляется возможность дополнительных расходов и покупается второй курс. |
В подавляющем большинстве случаев импульсные покупки совершаются в отношении доступных по стоимости товаров и услуг. Что несколько снижает потенциальную опасность рассматриваемой проблемы в виде возможного финансового ущерба. Наиболее часто речь идет о следующей продукции небольшого размера:
Приведенный перечень сложно назвать исчерпывающим.
В реальности товаром для импульсивного спроса может стать любая продукция. Сказанное в полной мере распространяется на сферу услуг. Где обычно речь идет о походе в кино (нередко – многократно на один и тот же фильм), в парикмахерскую, на педикюр, маникюр или массаж (практически ежедневно) и т.д. Что вполне логично, так как потребителя больше волнует сам факт покупки, чем приобретаемый предмет или услуга.
С некоторой долей условности причины совершения спонтанных покупок делятся на две категории. Причем практически всегда присутствующие в каждой из них обстоятельства оказывают комплексное воздействие.
Которое влияет на потенциального покупателя намного сильнее, чем по отдельности.
Первая категория включает маркетинговые причины (то есть внешние) необдуманных действий потребителя. К числу которых относятся такие:
Ко второй категории относятся психологические причины импульсивных покупок, которые можно смело назвать внутренними. В данном случае речь идет о следующих основаниях для приобретения фактически ненужного (или не очень нужного) товара или услуги:
Важно выделить еще два очень существенных фактора увеличения количества совершаемых необдуманных покупок.
Один уже был озвучен и касается комплексного (то есть одновременного) воздействия сразу нескольких причин из обоих приведенных выше списков.
Другой связан с активным использованием виртуальных или абстрактных денег. Например, посредством оплаты с банковской карты или из электронного кошелька. Тем более – если задействуются кредитные ресурсы, когда покупатель вообще не расходует «реальные» или «собственные» деньги. Трата цифровых/безналичных/виртуальных денежных средств не кажется реальной и воспринимается намного проще, чем традиционных бумажных.
Продавцы различных товаров или услуг очень заинтересованы в увеличении объемов продаж. Так как от этого показателя непосредственно зависит заработанная прибыль. Одним из самых эффективных способов решения задачи становится стимулирование потребителя на необдуманные траты. Для чего используется обширный спектр современных маркетинговых инструментов, к числу которых относятся:
Приведенный список постоянно пополняется новыми интересными маркетинговыми идеями и концепциями.
Их знание и понимание принципов реализации позволит избежать или минимизировать воздействие на потребителя, что в конечном итоге даст возможность отказаться от совершения импульсивной покупки.
Первым и главным аргументом против спонтанных покупок практически всегда становится ущерб для личного или семейного бюджета. Отсутствие планирования приводит к очевидному результату в виде превышения расходов над доходами. Результат – формирование долгов, большая кредитная нагрузка, возникновение просрочек, штрафные санкции и другие малоприятные последствия.
Еще одна потенциальная опасность заключается в формировании психологической зависимости от импульсивных покупок.
Что может стать началом шопоголизма с дальнейшим усугублением проблем для эмоционального состояния и кошелька покупателя.
Не имеет никакого смысла бороться с маркетинговыми инструментами продавцов. Намного проще, правильнее и эффективнее устранить психологическую составляющую необдуманных расходов. Основными способами решения задачи выступают:
Последний пункт размещенного выше списка заслуживает небольшого дополнительного комментария. Сегодняшний финансовый рынок страны предлагаем обширный спектр самых различных направлений инвестирования. Начиная с классического банковского вклада и заканчивая действующей с января 2024 года программой долгосрочных сбережений. Каждое имеет как плюсы, так и минусы. Главное – правильно воспользоваться первыми и нивелировать вторые.
Что станет еще одним вполне реальным инструментом борьбы с необдуманными покупками.
Это покупки, которые совершаются необдуманно (то есть не планируются заранее) и не направлены на удовлетворение реальных потребностей человека.
Главный вред заключается в нанесении серьезного ущерба персональному или семейному бюджету. Что нередко становится причиной попадания в долговую яму.
Их несколько: осознание проблемы, анализ и устранение причин, выработка и следование схеме осознанной покупки, ограничение финансовых ресурсов в непосредственном доступе и т.д.
Основные способы защиты от необдуманных покупок: констатация факта проблемы, анализ причин, их устранение, ограничение в средствах, инвестирование свободных финансовых ресурсов и другие.