Технически – нет, практически – да. В законодательстве нет пункта, который бы говорил, что обязательно все ИП должны иметь расчетный счет – и, несмотря на это, многие индивидуальные предприниматели открывают расчетные счета по своей воле (или по принуждению банка). Ниже мы расскажем: нужен ли расчетный счет для ИП, зачем ИПшникам этот счет может понадобиться, как банк может принудить предпринимателя открыть счет и что вы на самом деле теряете/получаете от открытия расчетных счетов как бизнесмен.
Нет никаких постановлений, которые бы говорили, что ИП обязаны открывать расчетный счет и пользоваться им – обязательно р/с должны открывать только юрлица. Единственное правило, которое можно было бы притянуть сюда – статья налогового кодекса о том, что индивидуальные предприниматели не могут пользоваться личными счетами для совершения операций по бизнесу, но в 2014 году эту статью отменили. Получается, р/с вообще не нужен?
Не совсем так. Если у вас нет вообще никакого счета – вы можете принимать платежи только наличными, у и наличных расчетов есть некоторые ограничения – о них мы расскажем ниже. Если же у вас есть личный (накопительный, например) счет в банке, вы можете принимать безналичные платежи на него, но платежей через 20 (а может и меньше) возникнет проблема: банк просто заблокирует и ваш накопительный счет, и вашу банковскую карту. Причина: на карту физического лица обычно приходит 3-4 зачисления в месяц, если банк увидит, что вам приходит 20+ зачислений – он заподозрит, что здесь что-то не так. Да, вы сможете объяснить сотрудникам банка, что не отмываете деньги, а используете счет для ведения бизнеса – но это поможет ровно до следующей блокировки от автоматики банка.
Вот и получается, что в законе никаких статей о необходимости ведения предпринимательской деятельности с участием р/с нет, но вам, если вы хотя бы изредка принимаете безналичные расчеты, открыть расчетный счет необходимо – иначе начнутся проблемы с банком.
Самое очевидное ограничение – вы вообще никак не можете работать с теми бизнесами, которые принимают оплату или оплачивают товары/услуги только по безналу. Кроме этого, для вас закрыты:
Негативные стороны отсутствия р/с рассмотрели, теперь посмотрим, что наличие р/с вам дает. Часть плюсов – это «отмененные» минусы, перечисленные выше, вы получаете возможность: работать по безналу с физлицами и юрлицами, проводить сделки на сумму более 100 тысяч рублей, подавать заявки на тендеры, работать с иностранной валютой, подаваться на кредиты и лизинги. Кроме того, если и другие плюсы:
Из обязательных документов для открытия – только паспорт. Возможно, вам еще понадобятся ИНН, патенты (если есть), печать (если есть). Что касается процедуры открытия, то она состоит из 3 этапов:
В среднем с момента выбора тарифа до момента получения доступа к личному кабинету проходит максимум 24 часа.
В теории – может. Но, как мы объясняли выше, про безнал ему в принципе стоит забыть – р/с нет, а личный счет долго для таких целей использовать не получится. Единственный сценарий, при котором ведение бизнеса без расчетного счета может быть оправданным – индивидуальный предприниматель оказывает мелкие услуги строго физлицам, и эти физлица всегда имеют возможность расплачиваться наличными.
Плюсы:
Из минусов – только оплата тарифа и/или операций. Но расходы можно свести к минимуму, если грамотно выбрать тариф. Для небольшого бизнеса расходы будут лежать в пределах 500 – 1 000 рублей в месяц.
Да, налоги можно платить наличными – для этого нужно распечатать платежное поручение, самостоятельно заполнить его и принести в банк. Это, к слову, не очень выгодно – банк за такую оплату возьмет с вас комиссию, в то время как оплата налогов в этом же банке с р/с (через приложение) будет для вас бесплатной.
Можно, но сложно – личный счет для работы использовать не получится, то есть отсутствие расчетного счета полностью закрывает вам дорогу в мир безнала. Кроме того, отсутствие р/с накладывает ряд ограничений.
Нельзя проводить операции больше 100 тысяч рублей, нет доступа к банковским услугам (включая эквайринг и кредиты), не сможете оформить лизинг, нет доступа с ВЭД, нет доступа к госконтрактам, нужно где-то хранить наличные.
Не поленитесь и посмотрите детальные условия по тарифу – в них описаны комиссии за различные транзакции и лимиты количества бесплатных транзакций в месяц. Тарифов на рынке – крайне много: одни предлагают бесплатное ежемесячное обслуживание, вторые предлагают бесплатный эквайринг, третьи предлагают большие лимиты или вообще переводы без комиссии. Выберите несколько тарифов, которые кажутся вам наиболее выгодными, и сравните их между собой – так вы сможете понять, какой тариф будет для вас самым подходящим.
Можно – нужно заполнить/распечатать платежное поручение и отнести его в банк. За это с вас возьмут комиссию.