logo
Ещё
Откройте бесплатный счёт
Платим бизнесу до 15 000 ₽ в месяц
Реклама АО «Альфа-Банк»

ЭЦП СберБанка для ИП

Электронная подпись или ЭП – это способ подтверждения того, что документ подписан конкретным человеком и является выражением его воли. Оформление и использование ЭП досконально регламентируется требованиями Федерального закона № 63-ФЗ «Об электронной подписи». Нормативно-правовая база по данной теме регулярно меняется. Очередные корректировки, ужесточающие действующие правила, вступили в силу с начала 2023 года. СберБанк является первым доверенным лицом УЦ ФНС России и предоставляет услуги изготовления усиленной квалифицированной электронной подписи. Они доступны как клиентам банка, так и сторонним пользователям. СберБанк предлагает выгодные и предельно удобные условия сотрудничества, детально описанные ниже.

Электронная подпись СберБанка для от ФНС России для физлиц – ИП и руководства ООО

Как было отмечено выше, Сбербанк имеет статус первого доверенного лица удостоверяющего центра ФНС РФ. Что позволяет выдавать ЭП от лица налогового органа индивидуальным предпринимателям и руководителям юридических лиц, имеющим право действовать без доверенности. Важно отметить, что речь идет исключительно об усиленной квалифицированной электронной подписи, предоставляющей полноценный набор возможностей для эффективного дистанционного использования любых сервисов и порталов, где требуется ЭП.

Усиленная КЭП ФНС РФ от Сбербанка представляет собой электронный аналог обычной подписи, который используется для подтверждения подлинности и целостности электронных документов. Важным дополнительным функционалом становится гарантия отсутствия изменений после подписания документации.

На бумажном документе или на экране компьютера электронная подпись может выглядеть как штамп или набор символов. Она необходима для осуществления различных операций в интернете, например, подписание и отправку электронных договоров, отчётов, заявлений и других документов, связанных с бизнесом.

Зачем нужна

Существует три вида электронных подписей, которые имеют разную правовую силу. Каждая из них используется по своему назначению.

Простая электронная подпись – это сочетание логина и пароля или SMS-кода подтверждения, которое используется для подтверждения личности при совершении различных операций в интернете. Для её получения обычно нужно заполнить форму регистрации и получить код подтверждения на номер телефона. Она применяется при онлайн-покупках, операциях в онлайн-банке, а также внутри организации для отправки рабочих писем. Однако простую электронную подпись нельзя использовать, если требуется более надежный уровень идентификации, документ оформляется только на бумаге или если другой вид электронной подписи обязателен по закону. Например, в арбитражном суде не примут документы, подписанные простой электронной подписью, если требуется более высокий уровень защиты информации.

Усиленная неквалифицированная электронная подпись – это вид подписи, при котором владелец передает открытый ключ вместе с заверенным документом, чтобы получатель мог убедиться, не были ли внесены изменения после подписания. Для этого необходимо использовать ту же программу или веб-сервис, что и отправитель. Такой вид ЭП используется реже других по закону, например, при подаче документов на сайте ФНС через личный кабинет налогоплательщика. Она надежнее обычной ЭП, но, по сути, аналогична собственноручной подписи и может использоваться организацией для внутреннего документооборота.

Усиленная квалифицированная электронная подпись (КЭП) — это самый надёжный вид электронной подписи, который можно использовать, если нужно поставить подпись с печатью. Такие ЭП для ИП выдают только специальные удостоверяющие центры или их доверенные лица. Именно этот статус получил от ФНС России СберБанк, что дает легальную возможность выдавать усиленную КЭП ИП или руководящему персоналу юридических лиц. Этот вид электронной подписи широко применяется для подачи документов в государственные органы, подачи исков в суды, участия в государственных закупках и совершения других самых разнообразных действий.

Что необходимо для получения

Важным аргументом в пользу обращения в Сбер становится предельно простая и удобная схема выдачи сертификатов ЭП для клиентов банка. Она предусматривает удаленное взаимодействие с будущим владельцем подписи через СберБизнес. Все, что от него требуется, состоит в предоставлении оригиналов паспорта, ИНН и СНИЛС. Если у клиента уже есть действующая электронная подпись, получение новой происходит полностью дистанционно. Если ЭП еще нет или истек срок ее действия, потребуется визит в офис финансового учреждения.

СберБанк выдает усиленную КЭП от ФНС РФ исключительно российским юридическим лицам и ИП. Причем организацию может возглавлять иностранец, но у него в обязательном порядке должны быть соответствующим образом оформленные СНИЛС и ИНН физлица.

Никаких других документов для оформления электронной подписи подавать не нужно. Все остальные сведения специалисты СберБанка запрашивают и получают самостоятельно.

Как получить ЭП от ФНС России клиентам СберБанка

Чтобы получить электронную подпись ФНС РФ клиенту СберБанка, необходимо предпринять следующие действия:

  1. Авторизоваться в системе ДБО СберБизнес.
  2. Выбрать пункт «Документооборот» из меню, расположенного в левой части экрана.
  3. Активировать раздел «Личный кабинет» (размещается слева вверху).
  4. Последовательно перейти по пунктам меню «Мой профиль»/«Электронные подписи»/«Получить».
  5. Создать заявку на получение ЭП, для чего требуется загрузить паспорт ИП в электронном формате и указать номера ИНН/СНИЛС.
  6. Для владельцев действующего сертификата ЭП – получить новую подпись онлайн. Для оформляющих ЭП впервые или имеющих подпись с истекшим сроком действия – выбрать один из офисов банка, предоставляющих услуги ИП и юрлицам, для непосредственного посещения с целью идентификации и получения ЭП.

Использование электронной подписи предусматривает установку программы КриптоПро в актуальной на сегодня версии 5.0. Для этого необходимо:

  1. Загрузить установочный файл после перехода по одной из ссылок: №1 и №2 (во втором случае потребуется предварительная регистрация на сайте компании-разработчика).
  2. Запустить файл посредством команды «Установить».
  3. Ввести запрашиваемые программой установки данные (персональные сведения о владельце и серийный номер лицензии, приобретенной в СберКорус – структуре холдинга Сбера, отвечающей за предоставление подобных консалтинговых услуг).
  4. Перезагрузить ПК, что требуется для запуска программы в стандартном режиме.

Как получить ЭП от ФНС России клиентам других банков

Для получения электронной подписи (ЭП) Сбербанка индивидуальному предпринимателю или руководителю юридического лица, который не является клиентом банка, нужно посетить отделение банка. Для этого выполните следующие шаги:

  1. Собрать пакет документов, описанный выше (паспорт, СНИЛС и ИНН).
  2. Выбрать офис банка и лично прибыть для получения электронной подписи.
  3. Обратиться к специалисту Сбера, подтвердить личность предоставлением документов и открыть расчетный счет вместе с одновременным изготовлением ЭП.

Открытие расчетного счета и заключение договора на РКО со СберБанком позволяет новому клиенту финансовой организации получить USB-токена, необходимый для использования ЭП, бесплатно. Рекламная акция проводится банком с февраля 2024 по март 2025 года включительно.

Условия и стоимость

СберБанк выпускает сертификат электронной подписи от УЦ ФНС бесплатно – как для действующих клиентов банка, так и для сторонних ИП или ООО. Но ее использование требует приобретения лицензии КриптоПро и USB-токена. Стоимость услуги варьируется в зависимости от статуса подписи – простая или квалифицированная, ее назначения и других подобных параметров. Цена лицензии на оригинальную программу «КриптоПро CSP 5.0» начинается с 2,7 тыс. рублей (без НДС) на 1 рабочее место без ограничения по сроку действия. Стоимость токена составляет 1,9 тыс. руб. (сертификат ФСТЭК) и 3,0 тыс. рублей (сертификат ФСБ). Участие в акции СберБанка, описанной выше, позволяет новым клиентам финансовой организации сэкономить часть денежных средств и получить токен бесплатно.

Как пользоваться электронной подписью

Для использования электронной подписи вам потребуется программное обеспечение, которое поддерживает работу с ЭП. Как правило, это специальные программы или плагины для работы с электронными документами. Вот общая инструкция по использованию ЭП:

  1. Купите лицензию КриптоПро и установите программное обеспечение для работы с ЭП на свой компьютер или смартфон.
  2. Подключите вашу ЭП к компьютеру или устройству. В зависимости от типа ЭП это может быть USB-токен, смарт-карта или другое устройство. Убедитесь, что ваша электронная подпись правильно подключена и распознана программным обеспечением.
  3. Откройте документ, который требуется подписать. Это может быть электронный документ в формате PDF, договор, отчёт и т. д.
  4. В программе для работы с ЭП выберите опцию «Подписать» или аналогичную команду. Следуйте указаниям программы для подписания выбранного документа.
  5. При необходимости введите пароль или PIN-код для подтверждения вашей личности.
  6. После завершения процесса, сохраните подписанный документ на вашем компьютере или устройстве.

Передавать ЭП другому лицу не рекомендуется, поскольку она является личной и предназначена для использования исключительно одним лицом (индивидуальным предпринимателем). Если другому лицу требуется использовать ЭП, он должен получить свою собственную.

Срок действия электронной подписи может различаться и зависит от типа и поставщика. Обычно он составляет от 1 до 3 лет. После истечения срока действия нужно получить новую ЭП.

FAQ

Нужна ли электронная подпись для ИП?

С 1 января 2022 года все индивидуальные предприниматели и организации обязаны использовать электронную подпись ФНС.

Подходит ли ЭП для ИП в участии в торгах?

ИП могут применять квалифицированную ЭП для участия в торгах по госзакупкам, для приобретения имущества компаний-банкротов, работы с предложениями коммерческих структур.

Сколько делается электронная подпись для ИП?

Срок изготовления ЭП для действующих клиентов СберБанка (при наличии ранее оформленной подписи) составляет не более 5 минут (если личные данные не менялись). Для новых клиентов, не имеющих ЭП, потребуется потратить 10 минут на оформление заявки и еще 15-20 – на личное посещение одного из офисов банка. Для ИП, не являющихся клиентами, изготовление подписи также требует визита в Сбер и примерно 30 минут свободного времени.

Вывод

  1. Электронная подпись или ЭП подтверждает, что документ подписан конкретным лицом и является выражением его воли.
  2. Подпись может быть простой и квалифицированной.
  3. Электронная подпись от ФНС России выпускается СберБанком бесплатно. Но ее использование требует приобретения лицензии КриптоПро и USB-токена. Их стоимость зависит от назначения и статуса ЭП.

После получения электронной подписи вы сможете подписывать любые документы в онлайн-режиме.