logo
Ещё
Откройте бесплатный счёт
Платим бизнесу до 15 000 ₽ в месяц
Реклама АО «Альфа-Банк»

Что делать, если банк заблокировал счета – по подозрению в отмывании денег и другим причинам

Банки блокируют счета только в исключительных случаях, например, если после проверки зафиксировано нарушение 115‑ФЗ или счет был арестован судебными приставами. Счетом после блокировки пользоваться будет невозможно, что в конечном счете может парализовать бизнес.

Мы расскажем, почему банк заблокировал счет по подозрению в отмывании денег, что делать при блокировке счета по 115-ФЗ и в других случаях блокировок и арестов. Информация будет полезной всем предпринимателям и юридическим лицам.

Банк заблокировал счет – все причины

Блокировка счета банком может произойти по двум причинам:

  • Если у банка возникло подозрение, что операция нарушает закон 115-ФЗ.
  • При блокировке счета судебными приставами.

Разберём подробнее каждую ситуацию.

Нарушение 115-ФЗ

В соответствии с федеральным законом №115-ФЗ банк обязан следить за операциями клиентов, выявлять компании, которые ведут противозаконную деятельность, занимаются обналичкой, спонсируют террористические операции, незаконно выводят деньги за границу, и т. д.

При возникновении подозрений банк имеет право ограничить операции по счету. Какие ограничения может ввести банк:

  • Полная блокировка возможности переводов средств по банковскому счету. В этом случае любые расходные операции будут невозможны.
  • Ограниченная блокировка возможности переводов. Некоторые банки дают возможность совершать ряд расходных операций, например, услуги ЖКХ, налоги.

Проверками и блокировкой расчетного счета в банке занимается специальная служба финмониторинг.

Для снятия блокировки банк запрашивает документы, подтверждающие операцию. Если с документами все в порядке, контрагент проверен и по нему не возникло вопросов, счет, как правило разблокируют, и операция по переводу будет совершена.

Блокировка счетов судебными приставами

Блокируют расчетные счета и судебные приставы в связи с неисполнением клиентом обязательств перед контролирующими органами, неуплатой налоговых платежей или перед кредиторами. Аресту подлежат денежные средства на счете в размере, указанном в исполнительном документе. Если средств на счете недостаточно, он блокируется и все поступления на счет автоматически направляются на погашение задолженности (при соблюдении очередности списания средств).

Счет будет разблокирован только после полного погашения исковой суммы. Для снятия ареста судебный пристав-исполнитель должен представить в банк оригинал постановления об отмене мер по взысканию или снятию ареста, документ об окончании исполнительного производства.

Какие операции вызывают подозрения у банка по закону 115-ФЗ

Перечень операций, подлежащих обязательному контролю определен в ст. 6 ФЗ-115.

Сюда относятся операции в сумме более 1 млн рублей, в том числе покупка или продажа валюты, открытие вклада в пользу третьего лица, покупка ценных бумаг, и другие.

В соответствии с Положением ЦБ России № 375 от 2.03.2012 банк также проверяет совершение клиентом необычных операций, не имеющих очевидного экономического смысла, не относящихся к обычной деятельности, например, если сделка не соответствует целям деятельности фирмы, клиент отказывается предоставить обосновывающие документы, если операция связана с оборотом цифровой валюты и т. д.

Положение №375 и иные Положения Банка России закрепляют также признаки подозрительной операции, которые должны контролироваться банками:

  • Если банк уже неоднократно применял к клиенту ограничительные меры в соответствии с ФЗ-115, но клиент не предоставлял подтверждающие документы.
  • Клиент не представил в банк обновленные сведения о своей компании.
  • Клиент не снимает деньги на зарплату, не оплачивает со счета налоги по НДФЛ и обязательные взносы.
  • При снятии клиентом наличными со счета более 30% своей выручки.
  • Если клиент снимает наличные сразу при поступлении денег на счет.
  • Клиент не совершает операции в рамках обеспечения текущей деятельности бизнеса, например арендные и коммунальные платежи, закупки канцелярских товаров.
  • Клиент проводит операции, которые можно отнести к транзитным.

Что делать, если банк или Финмониторинг заблокировал счета по подозрению в отмывании денег

Если Финмониторинг заблокировал счет ИП или юридическому лицу, законопослушным клиентам банка нужно успокоится и не переживать за возможность получения санкций. Если они действительно не занимаются финансированием запрещенных в России или террористических организаций, не находятся под уголовным преследованием, им ничего боятся, даже если они не смогут представить документы, подтверждающие законность операции. Выходом из ситуации будет открытие нового счета в более лояльном банке и переводе на него средств.

Максимальный срок блокировки 5 рабочих дней. По их истечении, если Росфинмониторинг не принял решение, операции по счету будут возобновлены. Если банк в течение года дважды отказал в проведении операции по причине непредставления обосновывающих документов, он может в одностороннем порядке расторгнуть договор банковского счета.

Банк отказал в регистрации счета

Банки любят и уважают своих клиентов, ведь они приносят им прибыль, поэтому крайне редко отказывают в открытии расчетных счетов ИП и юридическим лицам. Причин для отказа несколько:

  • К одному из действующих счетов клиента есть вопросы по 115-ФЗ, когда банк приостановил операции по счету. Банк может отказать в открытии нового счета, пока клиент не представит необходимые документы, и блокировка не будет снята.
  • ИП или юрлицо находятся в Перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, размещенного на сайте Росфинмониторинга.
  • Если к действующему счету клиента есть картотека, банк не может активировать новый счет до снятия приостановлений. Обычно ИП знают, что счет заблокирован и по какому основанию.
  • Если представлены не все документы, в них есть ошибки или неактуальные данные. Исправив недочеты, клиент сможет открыть счет.

FAQ

Какие документы может запросить банк для подтверждения операции?

Для проверки банк может запросить любые документы, которые подтверждают законность бизнеса и операций по счету. Конкретного списка документов быть не может, т. к. каждая ситуация рассматривается индивидуально.

Какие документы запрашивают чаще:

  • Справка о деятельности компании или ИП с объемом выручки, направлениями деятельности, где функционирует, зачем переводились деньги физлицам и т. д.
  • Договор с контрагентом по операции с приложениями и сопроводительными документами.
  • Справку по форме 6-НДФЛ.
  • Копию налоговой отчетности за последний отчетный период.
  • Бухгалтерскую отчетность.
  • Документы, подтверждающие расходование снятых со счета наличных: чеки, товарные накладные, квитанции к приходному кассовому ордеру, счета-фактуры, авансовые отчеты.
  • Если есть счета в других банках, выписки с них.

Что делать, чтобы не попасть под подозрение банка?

Чтобы банк не определил ваши операции как подозрительные, соблюдайте простые правила:

  • Своевременно ставьте в известность банк об изменениях в ОКВЭД.
  • Проверяйте контрагентов, прежде чем совершать платежи.
  • Заполняйте корректно в платежках пункт «Назначение платежа» и обеспечивайте документальное подтверждение.
  • Оплачивайте текущие расходы безналично, со счета.

Вывод

  • Чаще всего счет в банке может быть заблокирован в соответствии с требованиями 115-ФЗ ИП и компаниям малого бизнеса, потому что их деятельность подразумевает частое внесение и снятие наличных средств.
  • Бизнесменам следует точно знать, за какие операции банк может заблокировать расчетный счет и чем это может грозить.
  • Банки сразу не блокируют счет клиента, сначала производится проверка, запрашиваются документы.
  • Если банк заблокировал счета, выходом из ситуации может стать закрытие счета в банке и перевод остатка средств на счете в другую кредитную организацию.