Регистрация товарного знака фирмы – дело очень долгое и сложное. Около половины подающихся на регистрацию получают предварительный отказ, и единственный способ зарегистрировать знак после такого отказа – написать длинное и жутко формализованное письмо, объясняющее, почему отказ – неправильный, а «…вот здесь вы не правы: [длинный список]». Но это – далеко не единственная проблема, самостоятельная регистрация логотипа компании занимает около 10 месяцев и стоит около 40 000 рублей (хотя цена может доходить до 250 000 рублей). Поблажек нет ни для кого: зарегистрировать товарный знак для ИП так же сложно, как зарегистрировать его для юридического лица. Ниже мы расскажем, как зарегистрировать название компании или конкретный продукт, в каких случаях вы справитесь самостоятельно, когда лучше раскошелиться на юриста и какие шаги вам нужно сделать, если вы все же решились на самостоятельную подачу заявок.
Сначала – про сам товарный знак. Товарный знак – это зарегистрированная интеллектуальная собственность. Бизнесы, которые зарегистрируют товарный знак, получат эксклюзивное право пользования этим знаком – то есть никто не сможет прийти и начать вести бизнес с вашим именем и продавать такие же товары, как у вас. Уже в этой формулировке скрыт нюанс: если у вас есть товарный знак на мороженое «Снегурочка», а кто-то зарегистрирует холодильники «Снегурочка» – он сможет работать с этим знаком без проблем (при условии, что вы не регистрировали одновременно холодильники и мороженое). Пример кажется безобидным, но если вы зарегистрируете мороженое «Снегурочка» только для продажи в магазинах, а кто-то откроет кафе по продаже мороженого «Снегурочка» – он сможет действовать под этим именем, даже если его логотип будет подозрительно похож на ваш.
Но об этом – позже, здесь обсудим плюсы регистрации. Кроме того, что регистрация дает эксклюзивное право на ведение деятельности под конкретным именем, она дает:
Кроме того, если товарный знак уже зарегистрирован, вы получаете некоторые приятные бонусы: товары под вашим знаком могут ввезти в страну только с вашего разрешения и вы получаете право использовать знак копирайта.
Есть. В реестре Роспатента хранятся товарные знаки – это уже зарегистрированные объекты интеллектуальной собственности. Товарная марка (торговая марка) – это название объекта интеллектуальной собственности, который можно зарегистрировать, из понятия «торговая марка» нельзя сделать вывод о регистрации. Бренд – это широко известная торговая марка, то есть Coca Cola, Nike, Xiaomi и им подобные.
Официальная классификация говорит, что есть следующие виды торговых марок:
На практике большинство зарегистрированных обозначений – комбинированные, потому что это и дешевле (нужно платить меньше патентных пошлин), и быстрее (нужно зарегистрировать торговый знак единожды, а не отдельный знак на каждый вид).
У Роспатента есть свой платный поиск, он обойдется вам примерно в 7 000 рублей за поиск 1 изображения+текста по одному классификатору (коих всего больше 40), длительность – 20 дней. Но этим платным поиском вам пользоваться не следует. Дело в том, что если совпадение найдут, то вам придется перерисовывать ваш знак и снова платить 7 000 рублей. Регистрация товарных знаков у юрлица обойдется вам в 35 000 – 40 000 рублей за весь комплекс процедур (и поиск, и подача, и ответ на предварительный отказ), то есть за 5 неудачных поисков через платные сервисы Роспатента вы отдадите столько же, сколько за готовый (с большим шансом) товарный знак.
Услугу платной проверки лучше заказывать у юрлиц, сразу вместе с оформлением. Такие компании легко гуглятся по запросу «купить регистрацию товарного знака».
Искать в зарегистрированных товарных знаках что-то самостоятельно – сложно, потому что данные раскиданы по различным базам, и информация собрана, мягко говоря, не очень удобно. Если у вас есть конкретный номер конкретного знака, и вы хотите посмотреть об этом знаке больше информации, вы можете поискать вот тут:
В открытых базах можно поискать через специальные сервисы, например: onlinepatent.ru. Из плюсов: быстро (и бесплатно) ищет опасные совпадения; можно заказать полное сопровождение «под ключ». Из минусов – многие функции становятся доступны только после регистрации.
На сайте Роспатента можно найти такую вот базу: https://www.fips.ru/iiss/search.xhtml. Вам нужно выбрать «Российские товарные знаки» и нажать на «Перейти к поиску». Как вы можете увидеть, Роспатент проверяет соответствия по огромному количеству критериев:
Указать можно даже «Звуковой знак, включая характеристики». Если вы ищете надпись – просто напишите в «Названии» полный текст. Если ищете картинки без текста – в поле «Указание цвета или цветового сочетания» нужно написать цвет или цвета. Можно пользоваться операторами AND и NOT: например, если вы ищете лого с белым и красным цветом, вам нужно написать «белый AND красный»; если в лого нет красного цвета, но есть белый, вы можете написать «белый NOT красный». AND и NOT можно писать в любых количествах.
Проблема в том, что самостоятельно вы в этом поиске будете разбираться очень долго – по звуковому соответствию, например, инструкции к применению нет, и неизвестно, когда она появится. Так что при самостоятельном поиске вы никогда не сможете быть уверенными в том, что исключили все возможные варианты.
Регистрация ТЗ требует:
Скачать образец заявления можно вот здесь. Вот здесь можно посмотреть, как это заявление заполняется: ссылка.
Обозначение товарного знака – это непосредственно сам знак. Если подаете его в бумажном виде – нужно его напечатать/распечатать. С этим сложности не возникают, а вот со следующим шагом – описанием обозначения – сложности возникают очень большие. Если вкратце – описание вашего знака должно быть максимально четким и предметным. Если вы хотите зарегистрировать бутылку в виде пули, вам нельзя просто написать «Бутылка в виде пули» и приложить рисунок. Вам нужно написать «Бутылка такой-то вместимости и такой-то высоты в форме пули от автомата Калашникова, с позолоченным сужающимся верхом (длина позолоченной части – столько-то сантиметров), с плоским дном и такими-то изгибами». Чем более детально вы распишете товарный знак, тем больше шансов, что его одобрят (поскольку будет меньше потенциальных несоответствий). Если вы готовы глубоко закопаться в требования по описанию – вам поможет этот документ: ссылка. В нем с 40-й по 244-ю страницы описаны вещи, которых делать нельзя. Да, 204 страницы запретов, с конкретными примерами.
Коды МКТУ – это деятельность, в которой ваш знак будет считаться действительным. Если кто-то подаст документы на знак, очень похожий на ваш, но ваши коды и его коды не будут пересекаться – он пройдет регистрацию. Все коды МКТУ можно посмотреть вот тут: ссылка. Учтите, что от количества кодов зависит госпошлина: от 1 до 5 кодов регистрируют за 3 500 рублей, за каждый последующий код нужно дополнительно заплатить 1 000 рублей, то есть за 6 кодов – 4 500 рублей, за 7 кодов – 5 500 рублей и так далее.
Когда вы со всем определились, все выбрали и все заполнили – можно подавать документы. Подавать их можно лично или дистанционно. Для дистанционной подачи нужно иметь усиленную цифровую подпись – делается она в МФЦ (вам выдают флэшку-токен) и стоит 1 800 рублей. Подать заявку онлайн можно вот здесь.
С довольно высокой вероятностью вы получить предварительный отказ. Этот отказ означает, что проверяющие Роспатента нашли какой-то товарный знак, похожий на ваш. Выглядит это вот так:
Отказы Роспатента на самом деле означают «Мы ждем от рас разъяснений». У вас есть ровно 1 шанс, чтобы в ответе рассказать проверяющему, почему он не прав и совпадения нет. Это – отдельная дисциплина, которая требует отличного знания канцелярского языка, поскольку чем более длинным и формализованным будет ваш ответ, тем больше шансов, что он убедит проверяющего. Составлением таких ответов занимаются хорошие юристы по патентному праву, и мы советуем вам обратиться к такому юристу в случае предварительного отказа, поскольку самостоятельно грамотно составить ответ у вас, крайне вероятно, не получится.
Госпошлину за регистрацию заявки вы самостоятельно можете рассчитать вот здесь: https://www1.fips.ru/podacha-zayavki/kalkulyator-poshlin/index.php. Добавьте к этому 11 000 рублей за экспертизу и 16 000 рублей за выдачу при положительном решении.
Если будете обращаться к юристам для оформления товарного знака – с вас возьмут в районе 40 000 рублей за всю процедуру. При этом вам самостоятельно придется только создать знак – все остальное (включая просчет рисков и корректировку знака) сделает за вас юрист. Если случай – не самый сложный, вам даже предложат возврат денег при окончательном отказе в регистрации.
По срокам – вся процедура длится около 10 месяцев, из них полгода – это проверка знака.
Как только вам пришло уведомление об одобрении, вам нужно будет оплатить госпошлину за выдачу. После этого знак в течение месяца появится в базе, и вы сможете им пользоваться. Если хотите – можете заказать бумажное свидетельство, оно стоит 2 000 рублей, делают его месяц.
Чтобы прекратить охрану товарного знака, вам нужно подать соответствующее заявление. Бланк заявления: здесь. Образец заполнения: здесь. Можно заполнить заявление на ГосУслугах: вот здесь.
Заявление рассматривают в течение 150 дней.
Тезисно: