Зарегистрироваться в ФСС ИПшникам нужно только в том случае, если они нанимают к себе работников по трудовому договору. При найме людей по договору подряда регистрироваться не обязательно – за исключением тех случаев, когда в договоре прямо прописано, что наниматель платит за работника отчисления в ФСС. ИП может зарегистрироваться добровольно, чтобы получать выплаты по болезни, к примеру – но в фонд придется ежегодно отчислять выплаты.
Читайте, как зарегистрировать ИП в ФСС в качестве работодателя (или без сотрудников) и что для этого потребуется.
Зарегистрироваться в ФСС можно разными способами:
Потребуется представить пакет документов, их состав зависит от того, как вы регистрируетесь – в добровольном и обязательном порядке.
Документы подает лично индивидуальный предприниматель или его представитель по нотариально удостоверенной доверенности.
После успешной регистрации ИП будет выслано два уведомления:
Уведомления будут направлены способом, который вы выберете при подаче заявления.
Если у предпринимателя нет наемных работников, он может не регистрироваться в ФСС и не платить отчисления, однако у него не будет возможности получения выплат из Фонда (пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком и т. д.).
Для получения выплат, он регистрируется ФСС в добровольном порядке и производит отчисления в Фонд.
Какие потребуются документы:
Какую информацию нужно указать в заявлении:
Постановка на учет будет произведена в течение 3-х рабочих дней и ФСС вышлет выбранным способом соответствующее уведомление. Предприниматель должен будет оплачивать взносы с момента регистрации.
После того, как у ИП появляются сотрудники, он обязан встать на учет в ФСС и оплачивать за них взносы. Это необходимо сделать в течении 30 дней с момента заключения первого трудового договора. При появлении новых сотрудников, ИП обязан в этот же срок оповещать ФСС в установленной форме.
Какие потребуются документы:
Обратите внимание! В случае, когда предприниматель регистрируется из-за того, что принял работника по трудовому договору, ему будет удобнее сначала сдать в Пенсионный фонд отчет по форме СЗВ-ТД и указать об этом в заявлении, в строке 7.1. Тогда ему не придется прикладывать к заявлению копию трудовой книжки или трудового договора. ФСС сможет получить данные самостоятельно из Пенсионного Фонда.
Если предприниматель заключает договор гражданско-правового характера (ГПХ), он должен уплачивать страховые взносы только, если это прямо оговорено в договоре. В этом случае заполняется заявление по форме Приказа ФСС РФ от 22.04.2019 N 214.
Какие еще потребуются документы:
Предприниматели, имеющие идентифицированную учетную запись на портале Госуслуг, смогут зарегистрироваться в ФСС онлайн. Для этого потребуется усиленная квалифицированная электронная подпись.
Порядок регистрации ИП в ФСС на Госуслугах:
Обратите внимание! Сканированные (сфотографированные) документы прикрепляются постранично, т.е. каждый лист отдельным файлом (копия паспорта, копия трудового договора или трудовой книжки первого из нанимаемых работников).
Постановка на учет в ФСС осуществляется бесплатно.
Сроки регистрации зависят от способа подачи документов:
Наиболее типичные ошибки, которые допускают новые индивидуальные предприниматели, в основном вызваны невнимательностью и торопливостью введения данных.
Что может быть:
Все технические ошибки можно просмотреть на сайте ФСС.
Всего обязательных и добровольных взносов четыре вида: пенсионные, медицинские, социальные для выплат больничных и пособий, взносы от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Взносы, которые ИП-работодатели перечисляют на страхование своих работников, не имеют фиксированного размера. Они рассчитываются в процентном отношении к выплатам сотрудникам (зарплаты, отпускных, премий и др.). Тарифы страховых взносов за работников зависят от основного вида деятельности ИП.
Если заявление от индивидуальных предпринимателей поступило в период от 30 до 90 дней после приема на работу сотрудника, штраф составит 5000 рублей, если просрочка более 3-х месяцев, сумма штрафа увеличивается в два раза.
Подайте жалобу в ФСС. Это можно сделать на сайте фонда или на портале Госуслуг.
За других работников – до 15 числа каждого месяца. За себя (добровольная регистрация без работников) – до 31 декабря текущего года, можно перечислять деньги ежемесячно или раз в год.
Сняться с учета можно тогда, когда вы уволили последнего работника с трудовым договором или был разорван последний гражданско-правовой договор. Действия – такие же, как и при постановке на учет, только вам нужно подать другие заявления. Заявление на снятие с учета после расторжения последнего трудового договора: snyatie_s_ucheta_trud.RTF, заявление на снятие с учета после расторжения последнего гражданско-правового договора: snyatie_s_ucheta_GPD.rtf. Вам не обязательно сниматься с учета, если вы в будущем планируете нанимать других работников – просто подавайте нулевые отчетности ежемесячно, и все будет в порядке.