Чтобы вести бизнес официально, не боятся проверок надзорных органов, быть уверенным в правомерности своей деятельности, нужно работать в соответствии с требованиями Российского законодательства. Одним из них является официальное оформление работников, которые трудятся в вашем бизнесе.
Мы расскажем, как оформить сотрудника в ИП официально в 2022 году, что для этого потребуется, какие ошибки допускают новички и как их избежать.
По закону трудовые отношения между работодателем и работником должны быть оформлены договором и производится соответствующие отчисления. При нарушении требований могут пострадать и работодатель, и наемный работник.
В договорах расписываются взаимоотношения между работником и ИП, их права и обязанности, ответственность. При совершении действий, нарушающих договор, и работодатель, и сотрудник могут подавать жалобы в трудовую инспекцию, оформлять иски в суд. Если работник работает неофициально, ни он, ни предприниматель не смогут привлечь другую сторону к ответственности при нарушениях.
Величина наказания также существенная:
Предприниматель может выбрать два типа оформления сотрудников:
Для предпринимателя проще оформить ГПД, если в нем возложить обязанность уплаты страховых взносов на сотрудника, ему не потребуется регистрироваться в ФСС и платить взносы, не нужно предоставлять отпуск, оплачивать больничные и т. д. Однако, налоговая проверяет правомочность договоров между ИП и наемными работниками и, при обнаружении попытки обмана, будет наложен штраф в размере 10000рублей на каждого сотрудника, который оформлен неправильно.
Давайте последовательно разберем, как оформить сотрудника в ИП правильно.
Для того, чтобы у ИП появилась возможность официально принимать на работу сотрудников, потребуется составить штатное расписание и разработать формы договоров. Их можно бесплатно скачать на специальных порталах и адаптировать под свою деятельность.
Для оформления документов, ИП должен знать свой код ОКПО. Получить информацию можно на сайте на сайте Росстата. Потребуется ввести ИНН или ОГРИП.
Предлагаем пошаговый план действий с подробным описанием каждого этапа.
Штатное расписание – это документ с информацией о структуре компании, численности работников, их должностях, квалификации, окладах и надбавках.
В штатное расписание вносятся все наемные работники, работающие по трудовому договору.
Оно запрашивается проверяющими органами при проверках и за его отсутствие величина штрафа составит 5000 рублей.
Штатное расписание составляется по форме № Т-3 унифицированных форм первичной учетной документации.
Что должен содержать документ:
Документ подписывается ИП или руководителем кадровой службы, главным бухгалтером, если они есть в штате.
После составления штатное расписание должно быть утверждено соответствующим приказом в произвольной форме.
Ориентировочный текст приказа:
Подписывает приказ ИП.
Будущий сотрудник для составления трудового договора предоставляет паспорт, трудовую книжку или сведения о трудовой деятельности по форме СТД-Р, СНИЛС, ИНН (при наличии).
Дополнительно отдельные категории работников должны предоставить:
Трудовой договор должен содержать следующую информацию:
Предприниматель может включить в договор дополнительные условия, например, информацию об испытательном сроке, предоставление льгот сотрудникам (например, оплата медицинских услуг, оплата посещений тренажерных залов и т. д.), должностные обязанности.
После составления договора, он распечатывается в 2-х экземплярах и передается на подпись работнику. После ознакомления и подписания один экземпляр остается у него, второй у ИП.
Следующий шаг – нужно оформить приказ о приеме на работу сотрудника.
Приказ издается в соответствии с формой Т-1, ОКУД 0301001 унифицированных форм.
Заполнить его просто, нужно вписать все необходимые данные о работнике и подписать.
Принимая первого сотрудника на работу, ИП должен отправить в ПФ отчет по форме СЗВ-ТД. Это необходимо сделать на следующий рабочий день после оформления Приказа о приеме на работу. Сегодня он заменяет запись в трудовую книжку, но, если работник настаивает, можно внести запись в трудовую.
При применении бумажных трудовых книжек потребуется завести для них книгу учета и заполнить ее.
Личная карточка – это досье на работника с полной информацией о нем, включая семейное положение. Сюда заносятся все приказы, касающиеся его деятельности, переводы, награждения, и т. д. Карточка подписывается работником, хранить ее нужно в бумажном виде.
Шаблон карточки — форма Т-2, ОКУД 0301002 в унифицированных формах.
Карточка должна вестись в обязательном порядке. Ее проверяют трудовые инспекции и в случае отсутствия штраф составит 5000 рублей.
Для оплаты обязательных взносов предприниматель должен зарегистрироваться только в ФСС, в остальных фондах постановка на учет производится автоматически, сразу после получения статуса ИП.
Это необходимо сделать в течении 30 дней после приема на работу первого работника.
Документы подают в отделение ФСС по месту регистрации ИП. Это можно сделать лично, через портал Госуслуг или отправить почтой.
Какие потребуются документы:
При первом приеме на работу индивидуальные предприниматели могут сделать ошибки, которые грозят наложением штрафов.
Мы собрали наиболее типичные:
Прием на работу сотрудников – дело ответственное, нужно внимательно относится к требованиям законодательства, тогда вы будете уверены при проверках контролирующих органов.
В обязательном порядке нет, но вы это можете сделать на свое усмотрение.