logo
Ещё

Регистрация товарного знака фирмы

Один из самых эффективных способов сделать компанию или продукцию узнаваемой – это регистрация товарного знака фирмы. Дополнительным и очень важным плюсом этого мероприятия становится защита собственных вложений в бизнес. В том числе – от неправомерных действий конкурентов. Поэтому не стоит недооценивать важность грамотной регистрации товарного знака – как для ООО, так и для ИП. Рассмотрим последовательность предпринимаемых для этого действий и особенности процедуры более внимательно.

Что такое товарный знак и для чего он нужен

Под товарным знаком понимается обозначение определенного бренда, официальным образом зарегистрированное. Обычно речь идет о комбинации названия и логотипа предприятия, который являются интеллектуальной собственностью владельца.

Регистрация товарного знака ИП или ООО позволяет решить сразу несколько задач:

  • Легальное использование наименования. Защищает от возникновения и применения аналогичных названий у конкурентов.
  • Маркировка выпускаемой продукции. Для этого используется специальный знак, показывающий регистрацию товарного знака.
  • Внесение в реестр ФТС. Результатом становится невозможность вывоза маркированной продукции без разрешения правообладателя.
  • Увеличение стоимости компании. Зарегистрированная интеллектуальная собственность – это ценный актив. В том числе – для использования в качестве обеспечения кредитов.
  • Заключение договора франшизы. Обязательным его условием выступает наличие зарегистрированного товарного знака.
  • Лояльность со стороны клиентов, партнеров, контрагентов и инвесторов. Регистрация логотипа и/или имени компании в формате товарного знака повышает статус бизнеса в глазах всех заинтересованных сторон.

Разновидности товарного знака

Действующее законодательство предусматривает возможность зарегистрировать самые разные виды товарного знака, включая:

  • словесный (здесь и далее по списку в скобках приводятся примеры из практики – L’Oreal);
  • изобразительный (Gucci);
  • звуковой (мелодия при загрузке Windows);
  • трехмерный (бутылка коньяка Hennessy);
  • комбинированный (Disney);
  • изменяющийся (сервис Яндекс.Пробки);
  • имя собственное (Филипп Киркоров).

Что нельзя зарегистрировать как товарный знак

Не допускается использовать в качестве товарного знака или любой его части следующие символы, названия и изображения:

  • флаги различных государств;
  • обозначения, наименования и другие символы организаций межправительственного или международного масштаба (Красный Крест, ОБСЕ, ЮНЕСКО, ООН и другие);
  • информация, вводящая потенциального клиента в заблуждение (например, с использованием слов «всероссийский» или «российских», что становится основанием для потребителя считать их государственными);
  • изображения и другие символы, а также наименования, сходные или близкие с существующими до уровня смешения (Адибас или Найки).

Условие регистрации – предварительная проверка на плагиат

Перед регистрацией товарного знака следует проверить на существование уже зарегистрированных. Для этого используется или платная (на сайте Роспатента, выступающего контролирующим органом), или бесплатная (самостоятельный поиск в открытых базах данных, например, по следующей ссылке). Альтернативный вариант бесплатного поиска предусматривает задействование различных специализированных сервисов.

Что нужно для регистрации названия фирмы

Действующая в России процедура регистрации товарного знака в виде наименования или бренда компании, достаточно проста. Сначала требуется собрать комплект необходимой документации. Затем подать ее в контролирующее ведомство.

Пакет документов

  • Заявка на регистрацию товарного знака в соответствии с МКТУ – международной классификацией товаров и услуг.
  • Визуализация товарного знака (например, название магазина с логотипом).
  • Его описание, выполненное в свободной форме.
  • Перечень выпускаемой продукции или предоставляемых услуг, в отношении которых планируется использование товарного знака.
  • Согласие на обработку личных сведений.

Куда подавать документы

Собранный комплект документации направляется в Роспатент. Для этого используются два способа. Первый предусматривает использование онлайн-сервиса, размещенного на официальном интернет-ресурсе ФИПС (ведомственный институт при Роспатенте). Чтобы отправить заявку, достаточно активировать пункт основного меню «Подача заявки», после чего выбрать подходящую опцию и заполнить форму с прикреплением к ней сопутствующие документы.


Второй способ предусматривает оформление документации в бумажном виде. Она подается в Роспатент или при личном посещении, или посредством Почты России. Адрес можно найти на указанном выше сайте ведомства.

Сколько стоит регистрация товарного знака

Расценки на предоставление регистрационных услуг размещены на сайте Роспатента. Итоговая стоимость зависит перечня необходимых работ. Минимальная цена равняется 31 тыс. руб.

Как зарегистрировать логотип компании

Общая последовательность действий для регистрации товарного знака выглядит следующим образом:

  • Проверка на плагиат.
  • Комплектование пакета документации.
  • Подача его в Роспатент.
  • Оплата государственной пошлины за регистрационные действия.
  • Получение свидетельства.

Длительность процедуры – примерно 7-10 месяцев. Возможно ускорение регистрации до 3 месяцев, но оно обойдется в дополнительные 94,4 тыс. руб.

Штрафы при нарушении исключительного права

Наказание за данный вид правонарушений установлено статьей 14.10 КоАП РФ. Максимальный размер штрафа установлен на уровне 200 тыс. руб. Еще одним способом наказания нарушителя, незаконно использующего чужой товарный знак, становится взыскание компенсации. Ее величина регламентируется ст. 1515 ГК РФ и варьируется от 10 тыс. до 5 млн. руб.