На практике распространены случаи одностороннего изменения условий договора, например, о тарифах, процентных ставках по кредитам, стоимости услуг мобильной связи, посредством размещения информации об этих изменениях на сайтах.
Поскольку в российском законодательстве действует принцип свободы договора, то стороны вправе включить в договор условие об уведомлении потребителя услуг (или заёмщика) об изменениях путём размещения информации на сайте. Дело в том, что компании (банки, операторы сотовой связи и т.п.) не акцентируют внимание на этом условии договора, а граждане не имеют привычки внимательно читать условия соглашений, которые они подписывают.
Другой вопрос в том, означает ли такое одностороннее изменение договора, размещённое на сайте, что потребитель согласен с такими изменениями. Анализ судебной практики по данному вопросу показывает, что одностороннее изменение условий ущемляет права потребителей, поскольку лишает их права ознакомиться с обстоятельствами, обуславливающими такие изменения, и выразить согласие на осуществление последних. Поэтому если сторона не согласна с изменениями (например, процентной ставки по кредиту), то должна доказать, что такое изменение нарушает разумный баланс прав и обязанностей сторон.
Советую гражданам самостоятельно отслеживать изменения с разумной периодичностью (тем более если в договоре предусмотрено одностороннее изменение с уведомлением через сайт) и реагировать на те изменения, которые ущемляют их права. В свою очередь многие фирмы могут себе позволить организовать для клиентов e-mail- или СМС-рассылку об изменении тех или иных условий договора, но по понятным причинам им это невыгодно, что явно свидетельствует о злоупотреблении правом с их стороны.
Ответ эксперта
Адвокат Московской коллегии адвокатов «SED LEX»
На практике распространены случаи одностороннего изменения условий договора, например, о тарифах, процентных ставках по кредитам, стоимости услуг мобильной связи, посредством размещения информации об этих изменениях на сайтах.
Поскольку в российском законодательстве действует принцип свободы договора, то стороны вправе включить в договор условие об уведомлении потребителя услуг (или заёмщика) об изменениях путём размещения информации на сайте. Дело в том, что компании (банки, операторы сотовой связи и т.п.) не акцентируют внимание на этом условии договора, а граждане не имеют привычки внимательно читать условия соглашений, которые они подписывают.
Другой вопрос в том, означает ли такое одностороннее изменение договора, размещённое на сайте, что потребитель согласен с такими изменениями. Анализ судебной практики по данному вопросу показывает, что одностороннее изменение условий ущемляет права потребителей, поскольку лишает их права ознакомиться с обстоятельствами, обуславливающими такие изменения, и выразить согласие на осуществление последних. Поэтому если сторона не согласна с изменениями (например, процентной ставки по кредиту), то должна доказать, что такое изменение нарушает разумный баланс прав и обязанностей сторон.
Советую гражданам самостоятельно отслеживать изменения с разумной периодичностью (тем более если в договоре предусмотрено одностороннее изменение с уведомлением через сайт) и реагировать на те изменения, которые ущемляют их права. В свою очередь многие фирмы могут себе позволить организовать для клиентов e-mail- или СМС-рассылку об изменении тех или иных условий договора, но по понятным причинам им это невыгодно, что явно свидетельствует о злоупотреблении правом с их стороны.