ЦБ может потребоваться эмиссия для финансирования покупки акций у миноритариев Сбербанка, которые при смене собственника имеют право предъявить свои бумаги к выкупу. Об этом сообщают «Известия» со ссылкой на три знакомых с ситуацией источника.
редактор Сравни
Отвечает старший аналитик УК «Альфа-Капитал» Максим Бирюков.
По закону у миноритариев может возникнуть право требования выкупа, однако для этого цена сделки должна быть ниже рыночной. Сомневаемся, что занижение стоимости сделки входит в интересы участников сделки. Да и едва ли значительная часть миноритариев будет заинтересована в продаже своих акций даже в случае появления возможности требования выкупа — банк планомерно растёт и развивается, а дивидендная доходность даже при распределении всего трети чистой прибыли составляет больше 6% годовых.
Мы полагаем, что результатом сделки может стать обратный эффект — поступившие из ФНБ средства в значительной степени хранятся в инструментах, номинированных в иностранной валюте. Соответственно, для их использования в бюджете придётся организовать их продажу с дальнейшей конвертацией выручки в рубли, что как раз может способствовать укреплению рубля.
Ответ эксперта
аналитик ГК «ФИНАМ»
Сделка по покупке Минфином Сбербанка у ЦБ, в рамках которой полученную из ФНБ за пакет акций валюту Банк России продаст на открытом рынке, участники торгов расценивают как некую перспективу смягчения бюджетного правила. С другой стороны, есть мнение, что ЦБ может потребоваться эмиссия для финансирования покупки акций у миноритариев, и «включение печатного» станка может оказать давление на рубль. Впрочем, учитывая, что реализация Центробанком вырученной от сделки валюты будет растянута на довольно широком временном горизонте (валюту Банк России планирует продать равномерно в течение 3–7 лет), это не станет драйвером укрепления рубля. Как и не станет причиной его ослабления возможная эмиссия, негативный эффект от которой будет сглажен продажей валюты. В целом же в долгосрочной перспективе курс российской валюты традиционно будет зависеть от настроений на сырьевых площадках и от потока спекулятивного капитала на глобальных финансовых рынках.