Психолог
Да, условия ставить надо. Хорошо, когда ребёнок понимает правила о деньгах: «Я даю тебе деньги, я хочу понимать, как ты ими распорядишься. Расскажи мне, как ты хочешь применить эти деньги. Деньги — это инструмент. Я хочу, чтобы ты научился применять этот инструмент эффективно. Сейчас ты тренируешься на небольших деньгах. Это учёба. Это такой предмет — Деньги. Я обучаю тебя этому предмету».
Хорошо, когда ребёнок рассуждает о деньгах вслух. Ребёнок может ошибаться. Не ругайте ребёнка за ошибки в рассуждении, а объясняйте, в чём он не прав.
Если Вы будете ругать ребёнка за ошибки в рассуждении о деньгах, ребёнок будет бояться разговаривать с Вами о финансах. Если Вы будете поддерживать рассуждения ребёнка о деньгах, объяснять, поправлять, ребёнок будет стремиться обсуждать с Вами финансовые вопросы, учиться, узнавать новое.
Когда ребёнок систематически рассуждает с Вами о деньгах, анализирует, у ребёнка складывается финансовый порядок в мыслях. Финансовый порядок в мыслях ведёт к финансовому порядку в поступках.
По мере взросления ребёнка читайте вместе статьи о финансах, экономике, бизнесе. Обсуждайте. Ребёнок сам расскажет, что ему интересно.
финансовый журналист
Я бы не стал ставить условия выдачи денег. Так ведь и жена может просить у мужа плату за сваренный суп.
Пока ребёнок растёт — желательно, чтобы у него не было дефицита денег (детство должно быть счастливым). Но ближе к 14 годам бюджет стоит сокращать и рассказывать о возможных способах заработка.
Также можно ребёнка стимулировать хорошо учиться. Если он выполнит KPI по «пятёркам», то получит что-то дорогое, например крутой телефон.
Ответ эксперта
Независимый финансовый советник
Я не профессионал в детском воспитании. Но с житейской точки зрения мне не нравится ставить условия, детям в том числе. Со своими детьми надо дружить, максимально на равных. Договариваться, достигать взаимопонимания. А это исключает ситуацию, когда мы им ставим, точнее, диктуем условия.