Основатель «Клуба Создателей Капитала»
Можно начинать со сказок про деньги.
Например, в сказке Буратино чётко определён психологический конфликт выбора потребителя, когда Буратино продал за 4 сольдо азбуку и купил билет в театр. Как часто сами взрослые тратят деньги на минутные удовольствия, пренебрегая долгосрочными финансовыми целями?
Аналогично, когда Карабас-Барабас дал Буратино 5 золотых монет для папы Карло, Буратино встречают кот Базилио и лиса Алиса, которые убеждают его закопать деньги в Поле Дураков, то есть в Поле Чудес :)
10 000 людей, что потеряли деньги в Кэшбери, потверждают, что сказка начала прошлого века актуальна и по сей день. Ну и те люди, что вешают свои трусы на люстру в гостиной, подтверждают, что вера в Поле Чудес до сих пор жива в людях. Наверное, их родители мало читали им поучительную в финансовом плане сказку про Буратино. Чтобы Ваши дети не вкладывались в Кэшбери (как те 10 000 людей), в Questra World и т. д., читайте им почаще о Буратино и заостряйте их внимание на вышеперечисленных финансовых моментах.
Поэтому с ранних лет нужно, хотя бы с помощью сказок, обучать детей финансовой грамотности.
Основатель и педагог школы семейных финансов
Добрый день!
Разговаривать с детьми про деньги, экономические и хозяйственные вопросы можно с самого раннего детства. В период 1,5–3 лет ребёнок начинает приобретать свой первый жизненный опыт: в мире экономики и потребления в том числе. Пока ещё сам не очень хорошо говорит, но понимает, можно со своей стороны рассказывать о том, что происходит в вашем домохозяйстве, о покупках, о запасах в холодильнике и т. п.
Дальше — период задавания вопросов и познавательного развития. Берите с собой в магазины, в банк, на почту — рассказывайте, что знаете об этих компаниях и о других компаниях, которые оказывают услуги и предлагают товары. Расскажите о самых простых вопросах безопасности, изучайте физический материал (банкноты, монеты, карты и т. п.). Всё это уже можно полноценно обсуждать.
С момента, когда ребёнок начинает осваивать счёт, 5–6 лет, или с первого класса, можно тренироваться на карманных деньгах. После приобретения навыков обращения с наличными деньгами можно открыть банковскую карту.
В 8–9 лет детям становится интересно осмысленно копить на какую-то финансовую цель. Многие выходят за рамки карманных денег и интересуются тем, как заработать дополнительно. В этом возрасте можно подключать детей к общим обсуждениям семейных финансов.
С 10–11 лет дети созревают до навыков планирования и контроля, можно говорить о более долгосрочных финансовых целях, перейти на ежемесячные карманные деньги, провоцировать интересные диалоги об экономике на основе, например, услышанных новостей.
С 14 лет можно открыть банковский счёт на свое имя и уже полноценно погружаться в личную финансовую практику.
Обсуждать деньги в любом возрасте важно регулярно, открыто, вовлечённо. Если какие-то детские вопросы вводят в тупик, то идти и искать ответы совместно. Полезно поставить на книжную полку несколько детских финансовых книг (например, Пес по имени Мани, Волшебный банкомат и другие), играть в настольные игры (Игра в жизнь, Семья и карьера, Денежный поток и др.).
Ответ эксперта
Отвечаем на потребительские вопросы о финансах
Рассказывать про деньги можно начать с 4–5 лет. Каждый раз, когда идёте в магазин с ребёнком, можете на примере показывать, как происходит обмен денег на продукты. Если ребёнок просит дорогую игрушку, то можно попробовать объяснить ему, что придётся на неё копить и, возможно, отказаться от шоколадок на какое-то время.
Можно также рассказать о том, откуда берутся деньги, и что банкомат не дарит их просто так.
Полезно будет также играть с ребёнком «в магазин», используя для покупок, например, фантики.