Здравствуйте! Закрыл все продукты в банке, закрыл счета (зафиксировано в личном кабинете ФНС), задолженностей не имею. Написал отзыв своего согласия на обработку персональных данных. Банк ответил, что удовлетворяет запрос частично, что мои данные нужны ему для дальнейшего выполнения существующих договоров. На вопрос, так а на что тогда влияет мой отзыв, ответили, что теперь мне не будет приходить реклама. Хочу поинтересоваться, зачем тогда вообще предусмотрен отзыв данного согласия, если отключение маркетинговой рассылки производится обычным отдельным обращением в банк (которое было сделано мной с первого дня взаимодействия с банком)? И как мне перестать быть клиентом банка окончательно, удалить личный кабинет, разорвать все существующие договора с банком (и какие это могут быть договора, когда у меня нет продуктов банка?), чтобы меня с ним ничего не связывало?
Ответ эксперта
Отвечаем на потребительские вопросы о финансах
Аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов объясняет, что Центральный банк России, повышая ключевую ставку, стремится увеличить стоимость кредитов и стимулировать население к сберегательной модели поведения через высокие ставки по депозитам. Цель — сократить потребительский спрос и, следовательно, замедлить рост цен. Однако темпы роста потребительского и корпоративного кредитования в России остаются высокими. Бизнес продолжает привлекать займы, несмотря на увеличение ставок, а заработные платы населения растут на фоне дефицита кадров. Увеличение реальных доходов населения служит сильным проинфляционным фактором.
В текущем году также наблюдался значительный рост автокредитования, вызванный ажиотажем перед увеличением утилизационного сбора с 1 октября 2024 года, что приведёт к подорожанию автомобилей на 20–30%. Ипотечное кредитование также сохраняло высокие темпы, особенно в первой половине года, когда действовали льготные программы. Таким образом, и население, и бизнес продолжают тратить деньги, несмотря на высокие ставки, отмечает аналитик.
Ослабление курса рубля, по его словам, способствует пополнению дефицитного бюджета, но также усиливает инфляцию за счёт подорожания импортных товаров. С начала года рубль потерял около 5% стоимости. Запрет на импорт множества товаров в страну увеличивает их стоимость из-за удлинения логистических цепочек. В итоге Владимир Чернов считает, что для замедления инфляции необходимы скоординированные действия различных ведомств. Центральный банк не сможет справиться с этой задачей в одиночку, прибегая только к экстренным мерам.
Магистр экономики, финансовый обозреватель, ведущий программы «Рынки» на РБК-ТВ Никита Макаров отмечает, что в обществе нет единого мнения относительно эффективности действий регулятора по сдерживанию инфляции. По его же мнению, нельзя сказать, что меры ЦБ не работают. «Во-первых, они всегда действуют со значительным лагом. Это отмечено и в учебниках, и в теории. Кроме того, Центральный банк в лице Эльвиры Набиуллиной всегда транслирует эту закономерность. Такой лаг может достигать шести месяцев, поэтому сейчас рано говорить, что меры недейственны, — говорит Никита Макаров. — Во-вторых, мы видим, что пик инфляции пройден. Например, за июль — август инфляция прирастала меньшими темпами, чем за аналогичный период в 2023 году. Да, пока что темпы снижения цен неудовлетворительные, и ЦБ хотел бы видеть более ярко выраженную дезинфляционную динамику. Но всё впереди, к тому же ЦБ, по выражению заместителя председателя Алексея Заботкина, будет ещё ужесточать кредитно-денежную политику».
С другой стороны, продолжает Никита Макаров, можно понять и тех, кто считает, что эффект не виден. На это влияет разобщённость ведомств — Центрального банка, Минфина и Правительства. Это можно видеть по реакции ЦБ на проект бюджета на 2025 год, который для Центробанка стал фактически сюрпризом, судя по риторике. И, конечно же, экономическая теория, по которой действует ЦБ, предполагает не только простое повышение ключевой ставки, но и консолидацию бюджета.
«На текущий момент нельзя сказать, что ведомства действуют слаженно и происходит консолидация бюджета. Хотя, если вычесть финансовые и банковские расходы из проекта бюджета, то можно сказать, что там есть сокращение затратных статей и присутствует некоторая консолидация. Но её недостаточно для того, чтобы получить синергию действий, когда и ключевая ставка, и консолидация бюджета будут показывать значительную эффективность на коротком сроке. На текущий момент можно констатировать факт, что ЦБ действует своевременно. Его задача сейчас — не допустить ситуации, как, например, в Турции или Аргентине. Наш идеальный сценарий — Бразилия, где также наблюдался разгон инфляции, но благодаря жёстким и своевременным действиям Центробанка, который поднимал ставку так же выше 20%, инфляцию удалось побороть, вернуть к уровням 6%. Рано или поздно эти меры сработают, — уверен Никита Макаров. — Экономике, рынку, гражданам и потребителям придётся немного потерпеть».
Эксперт финансового рынка компании SpiceProp Сакен Алшинбаев полагает, что без усилий Банка России по сдерживанию роста инфляции она была бы ещё выше. «Просто в текущих условиях денежно-кредитная политика не столь эффективна. Для достижения дезинфляционных результатов требуется больше времени и усилий, чем обычно», — считает он.
Инфляция, объясняет эксперт, складывается из двух частей: спроса и предложения. Если сопоставить изменение ключевой ставки ЦБ и объём розничных продаж, ситуация прояснится. При первом повышении, в июле 2023 года, годовые темпы роста розничных продаж были на максимальном уровне с мая 2021 года — 13,7%. По состоянию на август 2024 года рост потребления упал в 2,6 раза, до 5,1% г/г.
«Так что Банк России охлаждает спрос, и у него это хорошо получается. Но у инфляции есть и вторая сторона — предложение. Здесь всё действительно сложно, — признаёт Сакен Алшинбаев. — Инфляцию толкает вверх циклическая перегретость экономики России. Она видна по рекордно низкому уровню безработицы в 2,4%. В таких условиях работодатели конкурируют за работников, повышают заработные платы и перекладывают их в себестоимость. Как следствие, цены растут.
В развитых странах в такой ситуации повышают процентные ставки, что и делает ЦБ. Деньги становятся дорогими. Кредитование замерзает. Граждане сокращают потребление. Расширение предложения товаров останавливается. Зарплаты перестают расти. Инфляция падает. Но в России падение потребления сейчас замещается крупными госрасходами. Годовой рост денежной массы составляет 17,6%. Хотя нейтральный барьер находится на 4,1%. Это реальный годовой темп роста ВВП России. Получается, если бы не высокие госрасходы, повышение ставки ЦБ уже сработало бы. Но объективная необходимость заставляет государство продолжать тратить много, поэтому регулятору приходится толкать ставку ещё выше. К сожалению, влияние ужесточения денежно-кредитных условий на инфляцию спроса может быть уже исчерпано. Тогда дополнительные повышения ставки бесполезны. Нужно просто ждать. А при необходимости придётся прямой регуляторикой ограничивать потребительское кредитование».