Я начинающий водитель. Приобрела авто, чтобы его оформить на себя, нужна страховка, я обратилась в страховую компанию Макс, чтобы застраховать автомобиль, но на момент страхования у меня ещё не было прав, поэтому страхователь я, собственник я, но в графу допущенных к управлению я не вписана. Вот как бы застраховали машину, всё нормально, я ни о чём даже не задумывалась, в один момент случилось ДТП по моей вине, страховая погасила все убытки потерпевшим, и тут через два месяца звонок якобы из страховой, говорят, что я должна им деньги, которые они выплатили за ДТП, потому что я не вписана в графу допущенных управлять ТС. Вопрос: если оно так и есть, я не имела права управлять автомобилем, как тогда они видят, что я не вписана, выплатили пострадавшей стороне?
Ответ эксперта
редактор Сравни.ру
Основная причина — стремление ограничить объёмы евро и долларов на счетах клиентов. Во-первых, с этим сопряжены технологические сложности. Во-вторых, банки под санкциями ограничены в операциях с европейской и американской валютой, поэтому доллары и евро им в принципе не особо нужны.
В июне Тинькофф Банк ввёл комиссию в размере 1% за внесение долларов и евро через банкоматы и сервисы «Тинькофф», а уже в июле повысил её до 4–10%. Если вносимая валюта не соответствует валюте счёта, её конвертируют по установленному курсу, а комиссии при этом не будет (понятно, что банк заработает на курсе конвертации).
«Цифра банк» с 31 июля ввёл комиссию в размере 2,5% от суммы взноса за пополнение счетов наличными в иностранной валюте через кассы банка и банкоматы. Объяснили это дополнительными расходами на фоне притока наличных долларов и евро: «В настоящее время в связи с попаданием ряда крупных банков под санкции и ростом курса валют мы видим значительный приток наличных средств в долларах и евро, который вызывает дополнительные расходы из-за, например, ветхости купюр или их неплатёжеспособности, также это вызывает дополнительные расходы на перевозку, при этом денежные средства находятся без движения, что неэффективно ни для клиента, ни для банков».
«Банк Интеза» с 1 августа будет брать комиссию 5% за пополнение до 100 000 долларов или евро. При зачислении на счёт большей суммы сбор составит 10%. Тут, вероятно, сказывается давление головного предприятия в Италии, чтобы сократить операции с Россией.
Райффайзенбанк ещё с 1 февраля прекратил принимать в банкоматах наличные доллары и евро. А с 1 августа клиенты не смогут вносить наличные евро и доллары через кассы банка. Операции с валютой в мобильном приложении банка останутся пока доступны. «Решение связано с необходимостью эффективно управлять валютной позицией банка. Когда ситуация изменится, мы вернём эту возможность», — сказано в сообщении.
Центробанк ещё в 2022 году посчитал незаконным ухудшение условий обслуживания клиентов в виде одностороннего введения комиссий. А простое уведомление на сайте не даёт однозначно установить согласие потребителя на обслуживание на новых условиях. Банки посыл услышали, постарались отыграться на введении комиссий за переводы, а спустя год забыли о рекомендациях ЦБ и снова начали вводить комиссии за пополнение валютных счетов.
Некоторые это делают только по новым счетам. Так, Экспобанк ввёл комиссию при зачислении наличных долларов и евро на счета, которые будут открыты с 10 августа. Размер комиссии составит 2%.
В целом тенденция очевидна. Новой реакции ЦБ пока не поступало.