logo
Ещё
29 января 2020
1 078
Кредит+8

От каких услуг заёмщики могут отказаться?

Ответ эксперта

avatar

менеджер по продуктам Moneyman (группа IDF Eurasia)

29 января 2020

Обсуждениями на эту тему сегодня пестрит практически каждый финансовый форум. Заёмщики жалуются на услуги, о которых им никто не рассказывал и которыми они вряд ли когда-то воспользуются, но при этом за них пришлось заплатить. По данным ЦБ РФ, в рамках потребительского кредитования только за первые 9 месяцев 2019 года доля жалоб на навязывание дополнительных услуг при заключении договора составила 17,1%, а это около 7 тысяч обращений. Кредит или заём, офлайн или онлайн — в малопрозрачном режиме такие услуги навязывают по одной и по несколько штук сразу, плюсуя стоимость к телу долга или оформляя отдельный кредит. В большинстве случаев объединяют их завышенная стоимость и сомнительная польза для клиента.

Соглашаются заёмщики на такие услуги по разным причинам и не всегда осознанно: не прочитал внимательно условия договора, не снял проставленную по умолчанию и спрятанную где-то в глубине сайта галочку, поддался на увещевания менеджера о том, что отказ от услуги повлияет на вероятность получения кредитных средств. Самая популярная услуга — страхование жизни и здоровья заёмщика. Есть простой способ проверить, навязали клиенту такую услугу или нет. До подписания договора нужно вбить указанные в нём условия по ставке, срокам и получаемой на руки сумме в любой кредитный онлайн-калькулятор. Он покажет общую сумму переплаты по кредиту. Её нужно сравнить с той, что указана в приложенном к договору графике платежей. Если есть расхождение, где-то спрятан подвох.

После подписания кредитного договора отказаться от страховки и вернуть деньги можно: для этого законом предусмотрен 14-дневный период охлаждения. Но здесь возможны варианты в зависимости от схемы страхования. При агентской схеме заёмщик заключает индивидуальный договор напрямую со страховой компанией, а денежные средства идут полностью на оплату её премии. Для расторжения и возврата оплаты по такому договору достаточно направить ей заявление в срок.

В случае с коллективной схемой заёмщик посредством заключения договора с банком присоединяется к уже существующему соглашению между страховой компанией и финансовой организацией. Денежные средства идут на оплату страховой премии и услуг по подключению к соответствующей программе соответственно. При этом распределение суммы здесь может варьироваться, доходит до соотношения 5% на 95%. Условия расторжения договора и возврата денег при коллективной схеме индивидуальны в каждой финансовой организации, но претендовать заёмщик может только на возврат страховой премии (или её части). Если доходит до судебных разбирательств, то практика складывается в пользу заёмщиков: суды приравнивают коллективную схему к агентской, что позволяет вернуть денежные средства.

Есть и другие платные услуги, которые указывают в кредитном договоре в расчёте на невнимательность заёмщиков: телемедицина, юридическое сопровождение и пр. После подписания договора отказаться от них будет сложно — как минимум, придётся доказывать факт введения в заблуждение. В рамках досудебного урегулирования можно направлять обращения непосредственно кредитору или регулятору, которым в этом случае выступает Роспотребнадзор. По линии МФО дополнительно можно обращаться к уполномоченному по правам заёмщиков, поскольку с 1 января 2020 года такие компании обязаны выполнять его требования, а также в саморегулируемые организации (СРО).

В добросовестных компаниях от клиента ничего не скрывают. Например, ему открыто предложат два варианта кредитования, со страхованием и без него, а нужная галочка будет на самом видном месте. При этом отказаться от дополнительной услуги можно будет без особых затруднений даже после получения основного продукта (кредита или займа). Также существует общее правило: когда получение финансового продукта действительно требует оформления в обязательном порядке какой-либо дополнительной услуги, её стоимость должна быть включена в полную стоимость кредита (ПСК) и отражена в условиях договора.

Тем не менее регулирование сегодня планомерно делает финансовый сектор более цивилизованным. К тому же в условиях снижения качества входящего потока клиентов добросовестные участники рынка смещают фокус в сторону проверенных заёмщиков: уже существующих и тех, кого ещё предстоит «вырастить». В такой ситуации на первый план выходит тщательная забота об имидже организации и лояльности клиентов. А значит, растёт заинтересованность в повышении их финансовой грамотности и прозрачности взаимодействия.

Войдите, чтобы оставить ответ или задайте свой вопрос

Задайте вопрос нашему эксперту

Эксперты подробно ответят        на вопросы по финансами             и страхованию

Служба поддержки

Если ваш вопрос о работе Сравни, задайте его в чате приложения или позвоните — поможем разобраться
Эксперты, которые вам отвечают
1
avatar
Редакция Сравни

Отвечаем на потребительские вопросы о финансах

2
avatar
Елена Ушкова

редактор Сравни

4
avatar
Ольга Гогаладзе

экономист, эксперт по финансовым рынкам

5
avatar
Валентина Фомина

финансовый журналист

Все эксперты