У меня внесудебное банкротство уже завершено. В Совкомбанке я не брал кредитов, а брал в Восточном, его и указывал в заявлении, а они потом объединились и Восточного банка не стало. У приставов все делопроизводства закрыты, а Совкомбанк продолжает звонить и говорить, что ничего не знает. Что делать?
Ответ эксперта
Отвечаем на потребительские вопросы о финансах
Отвечает сооснователь и гендиректор DNA Team Антон Тарасенко.
Наличие диплома не играет существенной роли для входа в профессию и, как правило, не влияет на доход специалиста. Как минимум на российском рынке. В сфере дизайна отсутствие диплома — не препятствие для желающих реализоваться в этой профессии.
Наличие профильного образования — безусловно, преимущество, так как в ходе обучения человек постоянно погружён в предмет, общается и получает обратную связь от действующих специалистов, практикуется, у него формируется насмотренность. Важный плюс обучения, который, возможно, даже важнее приобретения технических навыков, — это нетворкинг: возможность наладить связи с потенциальными коллегами и заказчиками, войти в комьюнити, получить референсы для трудоустройства. Такой человек, очевидно, будет иметь фору перед теми, кто приходит в дизайн «с улицы».
Но куда важнее диплома портфолио. Мы, например, смотрим, прежде всего, на опыт, реальные проекты, в которых участвовал кандидат: на их количество, разнообразие, специфику и уровень сложности, а также на конкретные задачи, которые человек выполнял в этих проектах. Для нас определяющий фактор — именно это, а не то, дипломированный это специалист или самоучка. Если нам нравится портфолио кандидата, но при этом у него нет диплома дизайнера, мы, скорее всего, возьмём его на работу. Личные наблюдения показывают, что такого принципа придерживаются большинство наших коллег и конкурентов.
На зарплату дизайнера влияет в первую очередь направление. На сегодняшний день наиболее востребованы специалисты, задействованные в ИТ-сфере, где дизайн присутствует во всех направлениях. Например, User Interface-, User Experience-, UX-дизайн. Спрос на таких специалистов был и остаётся очень высоким в связи с непрерывным развитием технологий и необходимостью постоянно улучшать пользовательский опыт в условиях жёсткой конкуренции.
К востребованным направлениям можно отнести Motion design, 3D-дизайн, то есть производство видеоконтента, в том числе в рекламе, киноиндустрии, производстве видеоигр. Там требуются более узкоспециализированные специалисты, обладающие как техническими навыками, так и креативностью, насмотренностью и вкусом.
Спрос на дизайнеров вышеперечисленных направлений не снижается также в связи с необходимостью регулярного обновления продуктов. Пользователь должен видеть эволюцию продукта. Соответственно, интерфейс должен периодически обновляться. Даже хорошо сделанный продукт на самом деле требует постоянного обновления в целях улучшения пользовательского опыта и поддержания интереса к продукту.
В то же время мы видим снижение спроса на дизайнеров печатной продукции (от различных буклетов до флаеров и меню в ресторанах) в условиях активного перехода бизнеса в «цифру».
Наиболее напряжённо выглядит ситуация в сегменте геймдизайна. В условиях ухода зарубежных игроков, на которых приходилась существенная доля нанимателей, рынок труда в сфере геймдизайна всё ещё остаётся в кризисном состоянии. По данным hh.ru, которые мы проанализировали, в январе — июне 2024 года количество вакансий геймдизайнеров снизилось на 17% год к году (самое масштабное падение по сравнению с остальными дизайн-направлениями), в то время как число размещённых резюме выросло на 19% — оно превышает количество вакансий в 10 раз.
Российский рынок игр формируется и будет развиваться — во многом за счёт растущего внимания к индустрии со стороны государства, заинтересованного в запуске собственных игровых платформ, создании собственных движков и разработке отечественной консоли. Соответственно, появятся новые рабочие места. Но это вопрос времени — как минимум нескольких лет, а сейчас разработчики, дизайнеры и другие специалисты по созданию игр будут бороться и держаться за свою работу.
Второй фактор, который влияет на доход дизайнера, — форма трудоустройства.
Если рассматривать постоянную работу в штате в одной компании, будь то дизайн-агентство или инхаус, начинающие дизайнеры (джуниоры) получают примерно 50–80 тысяч ₽. Чаще — 50–60 тысяч ₽. Обычно «джуны» выполняют какие-то простые рутинные задачи, и их работу, скорее всего, курирует более опытный коллега.
Дизайнеры с опытом работы условно от трёх до пяти лет (мидлы) получают в среднем от 80 тысяч ₽ до 150–160 тысяч ₽. Это уверенные специалисты, которые работают самостоятельно и могут брать проекты под ключ, то есть полностью закрывать какой-то отдельный проект.
Зарплата дизайнеров с опытом от пяти лет (так называемые сениоры) начинается примерно от 150 тысяч ₽. Чаще всего они получают 200, 250, 300 тысяч ₽ и больше в зависимости от объёма и характера работы и от уровня компании. Дизайнеры, чьи зарплаты достигают этого уровня, фактически выполняют функции арт-директора, то есть могут задавать какие-то стилистические направления, разрабатывать концепции, выполнять менеджерскую работу — это уже более топовая позиция.
Очень многие дизайнеры сотрудничают с бизнесом на фрилансе — занимаются консалтингом или берут несколько проектов под исполнение у разных компаний. Дизайнер — творческая натура, а фриланс даёт некую иллюзию свободы: возможность выбирать заказчиков и проекты, заниматься консалтингом — быть не исполнителем, а советником, возможность работать в своём ритме, самостоятельно планировать свой режим дня. Немаловажна и мобильность — люди могут работать из другого города или страны. Дизайн в этом плане даёт больше свободы, чем многие другие сферы.
Фрилансер сам оценивает стоимость своей работы за выполнение проекта. Стоимость, как правило, фиксированная за реализацию всего проекта. На уровень дохода влияет количество проектов, их специфика и условия их выполнения — например, количество и цикл правок. Правки — один из основных камней преткновения между исполнителем и заказчиком. Часто возникают ситуации, когда фрилансер бросает работу в середине выполнения и пропадает с радаров, если ему кажется, что правок слишком много и работа над ними затягивает завершение проекта и оплату. Такой подход к работе провоцирует конфликты и негативно сказывается на имидже фрилансеров. Столкнувшись с негативным опытом, заказчик скорее предпочтёт потратить больше времени и средств и взять человека в штат, чем искать специалиста на аутсорсе.