В 2012 году умирает сестра, позвонили из банка через несколько дней после смерти, попросили копию свидетельства, уточнили есть ли наследство (его нет), на этом сказали забыть, долг минимальный, карту уничтожим. И забрали карту. В 2015 году начались звонки от коллекторов родственникам. После жалобы в банк прекратились. В 2016 банк одновременно подает в два суда на умершую, одинаковые иски. По обоим искам суды прекращают производство, устанавливая смерть замщика и отсутствие наследства. По истечение срока давности некому было заявить, так как ни правопреемника, ни ответчика нет. В 2018 году банк перепродает долг коллекторам опять. Неужели это замкнутый круг и банк имеет право даже теперь требовать, перепродвавть долг. Понимаю, что можно просто не обращать внимание на эти письма в почтовом ящике, но это постоянное напоминание о трагедии пожилым людям.
Ответ эксперта
Адвокат Московской коллегии адвокатов «SED LEX»
Здравствуйте! К сожалению, на практике часто возникают аналогичные ситуации. Банку следовало бы списать задолженность, учитывая, что должник умер и наследников нет. Однако банки, игнорируя закон, продают целые реестры с задолженностями, среди которых оказываются и долги умерших людей. Так недобросовестные действия банка порождают недобросовестные действия коллекторских агентств. Последние в свою очередь занимаются работой, не требующей большого ума, действуя по стандартной схеме: звонки родственникам, друзьям, знакомым; направление писем с предложением скидки при погашении долга или же писем с угрозами, что приставы заберут всё имущество; были случаи, когда коллекторы и вовсе преступали черту закона (избиение, поджог и т.п.).
Замкнутый круг можно разорвать путём обращения с жалобой в прокуратуру на действия банка, коллекторского агентства, с приложением документального подтверждения всего произошедшего, а именно: кредитного договора, свидетельства о смерти, справки от нотариуса об отсутствии наследственного дела, решения предыдущих судов, корреспонденции, полученной от банка и коллекторов, детализации звонков, скриншотов СМС-сообщений от банка или коллекторов. Прокуратура должна принять меры реагирования и провести проверку фактов нарушения ваших прав, привлечь виновных лиц к предусмотренной законодательством Российской Федерации ответственности и обязать банк и (или) коллекторское агентство прекратить звонки и направление корреспонденции в ваш адрес.