Мой муж был оформлен с 2023 года по уходу за своей пожилой бабушкой, весь 2024 год и до мая 2025 года. В апреле 2025 года он стал как самозанятый, теперь наш СФР прямым текстом сказал, что не катит на подачу единого пособия, я в ступоре, в июне подавать на единое пособие на продление, 2024 год, как я поняла, доказывать, что муж действительно ухаживал, не нужно, так как расчётный период входит и 2024 год тоже, а вот что же делать с 2025 годом с января по май, это уже не считается объективной причиной отсутствия доходов? Что делать теперь? И непонятно, сколько должно быть месяцев дохода от самозанятости в расчётном периоде?
Ответ эксперта
юрист московской коллегии адвокатов «Арбат»
Старая мебель, книги, изношенная обувь, автомобильные покрышки — чего только не встретишь на лестничных пролётах и в коридорах российских домов. Свалку у двери такие соседи оправдывают тем, что их право собственности распространяется не только на квартиру, но и на общее имущество.
Так ли это? Давайте посмотрим, как на хлам в подъезде смотрит закон.
Постояльцы общежитий и граждане, живущие на неприватизированной муниципальной жилплощади, собственниками не являются. Такие жильцы права пользоваться общедомовым пространством не имеют по умолчанию.
Если человек владеет квартирой или комнатой, то его доля в общем имуществе дома действительно соответствует доле его жилплощади. Об этом говорит ст. 36 Жилищного кодекса РФ. Коридоры, лестницы, межквартирные лестничные площадки, технические этажи, шахты лифта, подвалы, чердаки, холлы и кладовки — всё это составляет общее имущество.
Перенесём это правило на лестничную клетку. К примеру, на одном этаже находится три квартиры. Владелец квартиры площадью 60 кв. м имеет право хранить два велосипеда. Владельцы двух других квартир (у каждой площадь по 30 квадратов) — по одному велосипеду на каждого. И т. д.
Но есть и другой закон. Согласно ст. 247 ГК РФ, «владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех её участников, а при недостижении согласия — в порядке, устанавливаемом судом».
Это значит, что любой жилец вправе по суду заставить нерадивого соседа избавиться от хлама возле квартиры.
Однако суд — дело долгое и уже последняя инстанция в деле разрешения соседских конфликтов.
Куда проще обратиться в Госпожнадзор. За хранение горючих и легковоспламеняющихся предметов (например, старой мебели и стопок газет) нарушителю грозит штраф от 1000 до 1500 ₽. Также штраф может наложить СЭС (Санэпидемстанция). Это касается вещей, которые могут привлечь грызунов и бытовых насекомых: пищевых отходов, покрытых плесенью предметов интерьера, мокрых тряпок, мягкой мебели и пр.
Если случится трагедия (например, пожар) и кто-то пострадает, владелец хлама будет привлечён по ст. 219 УК РФ.
Самостоятельно избавляться от соседского хлама не рекомендуется: есть опасность понести ответственность за самоуправство.
В случае если сосед принципиально отказывается освобождать проход, прежде чем идти в суд, стоит вызвать МЧС или Пожарный надзор. Они вынесут предписание для собственника имущества или управляющей компании (УК). От злостного нарушителя пожарной безопасности ждать выполнения предписания наивно, поэтому следует обратиться к УК. УК за нарушение противопожарных норм грозят серьёзные штрафы — 40–50 тысяч ₽ (ст. 7.22 КоАП РФ). Как правило, этого достаточно, чтобы проход к вашей квартире оказался свободен.
В случае если и это не сработало, надо обращаться в суд и дожидаться, когда пространство от хлама освободят судебные приставы.
Уважайте соседей, соблюдайте нормы противопожарной безопасности и чтите закон!