Мой муж был оформлен с 2023 года по уходу за своей пожилой бабушкой, весь 2024 год и до мая 2025 года. В апреле 2025 года он стал как самозанятый, теперь наш СФР прямым текстом сказал, что не катит на подачу единого пособия, я в ступоре, в июне подавать на единое пособие на продление, 2024 год, как я поняла, доказывать, что муж действительно ухаживал, не нужно, так как расчётный период входит и 2024 год тоже, а вот что же делать с 2025 годом с января по май, это уже не считается объективной причиной отсутствия доходов? Что делать теперь? И непонятно, сколько должно быть месяцев дохода от самозанятости в расчётном периоде?
Ответ эксперта
Отвечаем на потребительские вопросы о финансах
Отвечает ведущий юрист Европейской Юридической Службы Юрий Телегин.
Законная возможность звонить родственникам должников, не являющимся созаёмщиками или поручителями, у коллекторов имеется только в случае наличия письменного согласия на это как самого должника, так и родственника. Данный вывод следует из ч. 5 ст. 4 Федерального закона N230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».
Условие о наличии письменного согласия родственника было внесено в данную норму Федеральным законом от 01.07.2021 N254-ФЗ. В предыдущей редакции закон требовал лишь, чтобы «третье лицо не выразило несогласия на осуществление с ним взаимодействия».
Несоблюдение же условий взаимодействия можно рассматривать как основание для привлечения коллекторов к административной ответственности по ч. 2 ст.14.57 КоАП РФ. Указанная норма описывает данное нарушение следующим образом: совершение юридическим лицом, включённым в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, действий, направленных на возврат просроченной задолженности и нарушающих законодательство Российской Федерации о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности. За это нарушение предусмотрены следующие наказания: наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 тысяч до 200 тысяч ₽ или дисквалификация на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц — от 50 тысяч до 500 тысяч ₽ или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Закон предоставляет право возбуждения дел об указанных административных правонарушениях должностным лицам Федеральной службы судебных приставов, а также прокурорам.