Моя подруга (очень взрослая) взяла кредит в Совкомбанке для рефинансирования в Тинькофф банке. В Тинькофф банке сумма выплат оставалась 125 000 руб. (так как непорядочный сын открыл ещё один кредит в этом банке и просто крал деньги матери), Галина Николаевна (это взрослая женщина, взяла в Совкомбанке кредит 255 000 под 27,8% годовых, хотя в Тинькофф банке был % кредитования 9,8%). Она взяла кредит в Совкомбанке на рефинансирование в Тинькофф банке, Совкомбанк профинансировал 125 000 в Тинькофф банке. На счёте осталась сумма 130 000 руб. Этой суммой Галина Николаевна не пользовалась. Единственное, что она ещё 6 месяцев оплачивала страховку по 6400 руб. ежемесячно, пока я не позвонила и эту страховку сняли, так как она была необязательной, в договоре прописана очень мелким шрифтом, Г.Н. этого просто не увидела. Ежемесячно она оплачивала по 15 000 рублей (практически большую половину пенсии), хотя счёт погашения кредита был на 14 496 руб. Уже была переплата. Потом она ещё 35 000 внесла за 20 месяцев кредита для погашения основного долга. В личном кабинете этого не указано. Пытались звонить и ходили в филиал банка в Троицке (Новая Москва), никто вразумительного из специалистом банка ничего не сказал. Итог: на сегодняшний день: Кредит - 255 000 руб. Рефинансирование - 125 000 руб. Оплачено за 19 месяцев - 285 000 руб. Взято за страховку - 38 400 руб. Переплата - 35 000 (внесено дополнительно за 19 месяцев); 8550 руб. - разница в ежемесячной оплате 15 000-14 550). Не израсходовано 130 000 руб. (остаток от кредит-рефинансирование). Кредитная карта Халва закрыта. На сегодняшний день остаток долга: 176 000 руб.??? А где "плавают" 135 150 руб.??? Помогите, пожалуйста. Я, конечно, просчитала, но, возможно, ошиблась в системе кредитования.
Ответ эксперта
Отвечаем на потребительские вопросы о финансах
Отвечает президент Российского Союза Автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев.
Закон о едином полисе ОСАГО для России и Беларуси принят Парламентским собранием Союзного государства 19 июня 2023 года. Следующий этап — внесение комплексных изменений в законодательство обеих стран. Только после этого заработает единый полис.
Указанный закон даст российским и белорусским автовладельцам право выбирать: заключить договор, предусматривающий покрытие страховых случаев на территории страны регистрации транспортного средства или сразу обоих государств. На данном этапе речь идёт о расширении стандартного полиса ОСАГО, а не создании нового единого документа, как обсуждалось ранее. Введение сквозного полиса — задача на перспективу, поскольку страховое законодательство двух стран отличается. Нужно выровнять лимиты и порядок выплат, разобраться с электронным урегулированием, учесть прочие моменты.
Как это будет выглядеть для российских автовладельцев? Так называемое расширение для стандартного полиса ОСАГО подразумевает, что по желанию клиента страховая компания в него автоматически добавит расширение действия на территории Беларуси.
Например, сейчас российский автовладелец с полисом ОСАГО в случае поездки в Беларусь обязан дополнительно приобретать «Зелёную карту» либо отдельный белорусский полис приграничного страхования на время поездки. Вскоре заключающие годовой договор ОСАГО автовладельцы смогут приобрести к стандартному полису и специальное расширение на территорию Беларуси, в перспективе значительно экономя своё время и бюджет.
Страховые компании будут вносить информацию о расширении границ действия ОСАГО на территорию Союзного государства в поле базового договора информационной системы, то есть комплексная страховка будет оформляться в электронном виде, и никаких дополнительных документов автовладельцам получать не придётся. Доступ к базе данных по таким договорам получат ответственные сотрудники белорусских пограничных служб и ГАИ. Таким образом, российский автомобилист без предъявления бумажного полиса сможет беспрепятственно пересекать границу на своём застрахованном автомобиле. Если он вдруг совершит ДТП, выплату пострадавшей стороне произведёт белорусское бюро, также получив подтверждение о наличии расширения на Беларусь в автоматизированном режиме, а российские страховщики компенсируют эти убытки. Аналогично, если приехавший к нам белорусский автовладелец с расширенным страховым договором ОСАГО станет виновником ДТП, уже РСА через уполномоченные им российские страховые компании будет заниматься урегулированием убытков по страховому случаю с его участием.
Кто будет приобретать расширение? В первую очередь это жители приграничных областей, которые наиболее часто ездят из одной страны в другую, перевозчики, но и для рядовых граждан, имеющих родственников в Беларуси или планирующих там отдых, приобретение такого расширения «про запас» окажется кстати.
Стоит отметить, что на белорусском примере мы хотим отработать модель подобного сотрудничества. Если сумеем качественно отрегулировать систему и не будет шквала жалоб от страхователей, то в дальнейшем можно говорить о подключении стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС), которые пожелают взаимодействовать подобным образом. Сегодня мы уже обсуждаем эту возможность, например, с Казахстаном. Очевидно, нужно делать единое расширение полиса на все страны ЕАЭС, с которыми мы заключим соответствующие соглашения. В таком едином полисе будут просто перечислены страны, где действует расширенное ОСАГО.
В перспективе речь также идёт о создании системы «Синих карт» — аналоге всем известных «Зелёных карт», доступ к которым для россиян сейчас закрыт по большинству направлений. На основании соглашения, подписанного РСА с Белорусским бюро по транспортному страхованию, они заработают между двумя странами с 1 января 2024 года для обеспечения страхования на короткие сроки и разовые поездки.
О стоимости расширенного ОСАГО и «Синих карт» для новых стран на текущий момент говорить слишком рано. Да, хотелось бы тоже сделать её индивидуальной для каждого автовладельца, но пока нет ясности, какие страны примут участие в этом проекте и, соответственно, какие условия по взаимным компенсациям будут прописаны. Конечная стоимость продукта сильно зависит от перечисленных факторов, но это задачи следующего года. Одно ясно уже сегодня: как и с белорусским проектом, расширенные страховые полисы определённо будут пользоваться успехом среди автовладельцев стран ЕАЭС. Что касается ОСАГО и «Синих карт» на Беларусь, для определения адекватных тарифов будем анализировать статистику белорусских коллег, исторические данные по «Зелёным картам» и другие источники.