Я начинающий водитель. Приобрела авто, чтобы его оформить на себя, нужна страховка, я обратилась в страховую компанию Макс, чтобы застраховать автомобиль, но на момент страхования у меня ещё не было прав, поэтому страхователь я, собственник я, но в графу допущенных к управлению я не вписана. Вот как бы застраховали машину, всё нормально, я ни о чём даже не задумывалась, в один момент случилось ДТП по моей вине, страховая погасила все убытки потерпевшим, и тут через два месяца звонок якобы из страховой, говорят, что я должна им деньги, которые они выплатили за ДТП, потому что я не вписана в графу допущенных управлять ТС. Вопрос: если оно так и есть, я не имела права управлять автомобилем, как тогда они видят, что я не вписана, выплатили пострадавшей стороне?
Ответ эксперта
Отвечаем на потребительские вопросы о финансах
Отвечает президент Российского Союза Автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев.
Закон о едином полисе ОСАГО для России и Беларуси принят Парламентским собранием Союзного государства 19 июня 2023 года. Следующий этап — внесение комплексных изменений в законодательство обеих стран. Только после этого заработает единый полис.
Указанный закон даст российским и белорусским автовладельцам право выбирать: заключить договор, предусматривающий покрытие страховых случаев на территории страны регистрации транспортного средства или сразу обоих государств. На данном этапе речь идёт о расширении стандартного полиса ОСАГО, а не создании нового единого документа, как обсуждалось ранее. Введение сквозного полиса — задача на перспективу, поскольку страховое законодательство двух стран отличается. Нужно выровнять лимиты и порядок выплат, разобраться с электронным урегулированием, учесть прочие моменты.
Как это будет выглядеть для российских автовладельцев? Так называемое расширение для стандартного полиса ОСАГО подразумевает, что по желанию клиента страховая компания в него автоматически добавит расширение действия на территории Беларуси.
Например, сейчас российский автовладелец с полисом ОСАГО в случае поездки в Беларусь обязан дополнительно приобретать «Зелёную карту» либо отдельный белорусский полис приграничного страхования на время поездки. Вскоре заключающие годовой договор ОСАГО автовладельцы смогут приобрести к стандартному полису и специальное расширение на территорию Беларуси, в перспективе значительно экономя своё время и бюджет.
Страховые компании будут вносить информацию о расширении границ действия ОСАГО на территорию Союзного государства в поле базового договора информационной системы, то есть комплексная страховка будет оформляться в электронном виде, и никаких дополнительных документов автовладельцам получать не придётся. Доступ к базе данных по таким договорам получат ответственные сотрудники белорусских пограничных служб и ГАИ. Таким образом, российский автомобилист без предъявления бумажного полиса сможет беспрепятственно пересекать границу на своём застрахованном автомобиле. Если он вдруг совершит ДТП, выплату пострадавшей стороне произведёт белорусское бюро, также получив подтверждение о наличии расширения на Беларусь в автоматизированном режиме, а российские страховщики компенсируют эти убытки. Аналогично, если приехавший к нам белорусский автовладелец с расширенным страховым договором ОСАГО станет виновником ДТП, уже РСА через уполномоченные им российские страховые компании будет заниматься урегулированием убытков по страховому случаю с его участием.
Кто будет приобретать расширение? В первую очередь это жители приграничных областей, которые наиболее часто ездят из одной страны в другую, перевозчики, но и для рядовых граждан, имеющих родственников в Беларуси или планирующих там отдых, приобретение такого расширения «про запас» окажется кстати.
Стоит отметить, что на белорусском примере мы хотим отработать модель подобного сотрудничества. Если сумеем качественно отрегулировать систему и не будет шквала жалоб от страхователей, то в дальнейшем можно говорить о подключении стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС), которые пожелают взаимодействовать подобным образом. Сегодня мы уже обсуждаем эту возможность, например, с Казахстаном. Очевидно, нужно делать единое расширение полиса на все страны ЕАЭС, с которыми мы заключим соответствующие соглашения. В таком едином полисе будут просто перечислены страны, где действует расширенное ОСАГО.
В перспективе речь также идёт о создании системы «Синих карт» — аналоге всем известных «Зелёных карт», доступ к которым для россиян сейчас закрыт по большинству направлений. На основании соглашения, подписанного РСА с Белорусским бюро по транспортному страхованию, они заработают между двумя странами с 1 января 2024 года для обеспечения страхования на короткие сроки и разовые поездки.
О стоимости расширенного ОСАГО и «Синих карт» для новых стран на текущий момент говорить слишком рано. Да, хотелось бы тоже сделать её индивидуальной для каждого автовладельца, но пока нет ясности, какие страны примут участие в этом проекте и, соответственно, какие условия по взаимным компенсациям будут прописаны. Конечная стоимость продукта сильно зависит от перечисленных факторов, но это задачи следующего года. Одно ясно уже сегодня: как и с белорусским проектом, расширенные страховые полисы определённо будут пользоваться успехом среди автовладельцев стран ЕАЭС. Что касается ОСАГО и «Синих карт» на Беларусь, для определения адекватных тарифов будем анализировать статистику белорусских коллег, исторические данные по «Зелёным картам» и другие источники.