Отвечает ведущий юрист Европейской Юридической Службы Ольга Широкова.
Порядок удержания денежных средств гражданина-должника регулируется ФЗ «Об исполнительном производстве». В соответствии со ст. 99 ФЗ «Об исполнительном производстве», при исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более 50% заработной платы и иных доходов. Удержания производятся до исполнения в полном объёме содержащихся в исполнительном документе требований. При этом в ст. 101 ФЗ «Об исполнительном производстве» указаны виды дохода, на которые не может быть обращено взыскание.
Например, денежные суммы, выплачиваемые в качестве алиментов, компенсационные выплаты, установленные законодательством Российской Федерации о труде, пенсии по случаю потери кормильца, выплачиваемые за счёт средств федерального бюджета, пособия гражданам, имеющим детей, выплачиваемые за счёт средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и т. д. При этом страховая пенсия по старости, страховая пенсия по инвалидности (с учётом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), а также накопительная пенсия, срочная пенсионная выплата и пособие по временной нетрудоспособности к исключениям не относятся. Поэтому в случае наличия задолженности у гражданина судебный пристав-исполнитель вправе арестовать счёт, на который должник получает пенсию, и произвести удержание, но не более 50%.
Также гражданин-должник вправе обратиться к судебному приставу-исполнителю с письменным заявлением об уменьшении процента удержания. К заявлению можно приложить справку из ПФР о размере пенсии, указать, что данный вид дохода является единственным источником дохода. Более того, например, указать, что после удержания 50% остаётся сумма менее прожиточного минимума. Возможно, также есть иные заслуживающие внимания обстоятельства, которые гражданин-должник может указать в заявлении (болезнь, наличие иждивенцев и т. п.). Но в рамках действующего законодательства судебный пристав-исполнитель вправе удовлетворить или отказать в удовлетворении такого заявления. По факту принятия решения судебный пристав-исполнитель выносит соответствующее постановление. Данное постановление гражданин-должник уже будет вправе обжаловать.
На сегодняшний день имеется проект Федерального закона № 303743-7 «О внесении изменений в статью 99 Федерального закона «Об исполнительном производстве» (в части обеспечения государственных гарантий получения гражданами минимальных денежных доходов), в соответствии с которым при исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более 50% заработной платы и иных доходов, при этом совокупный размер денежных средств, получаемых должником-гражданином после удержаний из всех видов доходов, должен составлять не менее установленной в субъекте Российской Федерации по месту жительства должника-гражданина величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения. Но это только законопроект, поэтому неизвестно, когда данные изменения вступят в законную силу.
Все документы собраны и поданы судебному приставу. Справка с Пенсионного фонда, заявление о сохранении прожиточного минимума. У меня после списания остаётся 6000 ₽ — на что жить?
3
Валерий Олегович
7 декабря 2021
Судебный пристав говорит, что ей на детские и пенсию наплевать.
Ответ эксперта
редактор Сравни
Отвечает ведущий юрист Европейской Юридической Службы Ольга Широкова.
Порядок удержания денежных средств гражданина-должника регулируется ФЗ «Об исполнительном производстве». В соответствии со ст. 99 ФЗ «Об исполнительном производстве», при исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более 50% заработной платы и иных доходов. Удержания производятся до исполнения в полном объёме содержащихся в исполнительном документе требований. При этом в ст. 101 ФЗ «Об исполнительном производстве» указаны виды дохода, на которые не может быть обращено взыскание.
Например, денежные суммы, выплачиваемые в качестве алиментов, компенсационные выплаты, установленные законодательством Российской Федерации о труде, пенсии по случаю потери кормильца, выплачиваемые за счёт средств федерального бюджета, пособия гражданам, имеющим детей, выплачиваемые за счёт средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и т. д. При этом страховая пенсия по старости, страховая пенсия по инвалидности (с учётом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), а также накопительная пенсия, срочная пенсионная выплата и пособие по временной нетрудоспособности к исключениям не относятся. Поэтому в случае наличия задолженности у гражданина судебный пристав-исполнитель вправе арестовать счёт, на который должник получает пенсию, и произвести удержание, но не более 50%.
Также гражданин-должник вправе обратиться к судебному приставу-исполнителю с письменным заявлением об уменьшении процента удержания. К заявлению можно приложить справку из ПФР о размере пенсии, указать, что данный вид дохода является единственным источником дохода. Более того, например, указать, что после удержания 50% остаётся сумма менее прожиточного минимума. Возможно, также есть иные заслуживающие внимания обстоятельства, которые гражданин-должник может указать в заявлении (болезнь, наличие иждивенцев и т. п.). Но в рамках действующего законодательства судебный пристав-исполнитель вправе удовлетворить или отказать в удовлетворении такого заявления. По факту принятия решения судебный пристав-исполнитель выносит соответствующее постановление. Данное постановление гражданин-должник уже будет вправе обжаловать.
На сегодняшний день имеется проект Федерального закона № 303743-7 «О внесении изменений в статью 99 Федерального закона «Об исполнительном производстве» (в части обеспечения государственных гарантий получения гражданами минимальных денежных доходов), в соответствии с которым при исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более 50% заработной платы и иных доходов, при этом совокупный размер денежных средств, получаемых должником-гражданином после удержаний из всех видов доходов, должен составлять не менее установленной в субъекте Российской Федерации по месту жительства должника-гражданина величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения. Но это только законопроект, поэтому неизвестно, когда данные изменения вступят в законную силу.