logo
Ещё
28 октября
314
КэшбэкПокупки
avatar
Спрашивает
Юрий Васильченко

Какие преимущества у СБП, если по нему обычно нет кешбэка?

Ответ эксперта

avatar

Отвечаем на потребительские вопросы о финансах

28 октября

Отвечает директор продукта Method в финтех-компании Paygine Артём Журавлёв.

Россияне всё чаще используют Систему быстрых платежей (СБП). По состоянию на июль 2024 года для оплаты своих покупок её выбирают более 40% россиян. Как СБП смогла набрать такую популярность, несмотря на то, что в большинстве случаев она не предлагает кешбэка?

Прежде всего, при использовании Системы быстрых платежей нет привязки к картам. Эти данные подтверждаются и исследованиями: каждый десятый пользователь СБП выбрал этот способ оплаты, так как ему не было удобно искать карту или наличные. Такой вариант особенно удобен в ситуациях, когда клиент забыл дома кошелёк либо не имеет доступа к карте.

К тому же СБП упрощает покупку для клиента, так как при привязке счёта ему не нужно каждый раз дополнительно вводить данные карты. Это делает клиентский путь удобным, бесшовным, и оплата происходит в два клика.

Кроме того, СБП даёт возможность оплаты через QR-код. Согласно данным МТС Банка, популярность такого способа оплаты выросла за год в 3,5 раза. Во многом это связано с тем, что продавцы сами рекомендуют клиенту использовать для оплаты код, предлагая ему акции, кешбэк и скидки.

Именно наличие кешбэка привлекает большинство пользователей карт, тогда как в большинстве случаев при оплате через СБП банк его не начисляет. Кешбэк — это маркетинговый механизм банка. Он складывается из нескольких составляющих: комиссия, партнёрские соглашения с ретейлерами и субсидии самого банка за счёт доходов от других услуг, в частности кредитования. Суть кешбэка состоит в том, чтобы клиент тратил больше для получения своего процента.

В то же время СБП периодически запускает собственные акции с этим механизмом. В частности, в некоторых регионах действует кешбэк при оплате общественного транспорта или внесения платежей через портал «Госуслуги». Периодически акции проводятся с крупными ретейлерами, в том числе Fix Price и «Магнитом».

Главный же драйвер роста СБП — это возможность бесплатных переводов. Так, Банк России подсчитал, что во втором квартале 2024 года россияне совершили почти 2,3 миллиарда переводов через Систему быстрых платежей на 13,4 триллиона ₽. По сравнению с первым кварталом число переводов выросло на 27%, а их объём — на 47%.

Дальнейшее распространение СБП будет мотивировать всё большее количество россиян воспользоваться этой системой. Она смогла стать альтернативой привычной россиянам до 2022 года бесконтактной оплаты с помощью Apple Pay и Samsung Pay, сократить расходы продавцов на эквайринг и оборудование и качественно улучшить клиентский опыт.

Войдите, чтобы оставить ответ или задайте свой вопрос

Задайте вопрос

Эксперты по финансам и страхованию подробно ответят на него в течение дня