Я начинающий водитель. Приобрела авто, чтобы его оформить на себя, нужна страховка, я обратилась в страховую компанию Макс, чтобы застраховать автомобиль, но на момент страхования у меня ещё не было прав, поэтому страхователь я, собственник я, но в графу допущенных к управлению я не вписана. Вот как бы застраховали машину, всё нормально, я ни о чём даже не задумывалась, в один момент случилось ДТП по моей вине, страховая погасила все убытки потерпевшим, и тут через два месяца звонок якобы из страховой, говорят, что я должна им деньги, которые они выплатили за ДТП, потому что я не вписана в графу допущенных управлять ТС. Вопрос: если оно так и есть, я не имела права управлять автомобилем, как тогда они видят, что я не вписана, выплатили пострадавшей стороне?
Ответ эксперта
Отвечаем на потребительские вопросы о финансах
Отвечает директор продукта Method в финтех-компании Paygine Артём Журавлёв.
Россияне всё чаще используют Систему быстрых платежей (СБП). По состоянию на июль 2024 года для оплаты своих покупок её выбирают более 40% россиян. Как СБП смогла набрать такую популярность, несмотря на то, что в большинстве случаев она не предлагает кешбэка?
Прежде всего, при использовании Системы быстрых платежей нет привязки к картам. Эти данные подтверждаются и исследованиями: каждый десятый пользователь СБП выбрал этот способ оплаты, так как ему не было удобно искать карту или наличные. Такой вариант особенно удобен в ситуациях, когда клиент забыл дома кошелёк либо не имеет доступа к карте.
К тому же СБП упрощает покупку для клиента, так как при привязке счёта ему не нужно каждый раз дополнительно вводить данные карты. Это делает клиентский путь удобным, бесшовным, и оплата происходит в два клика.
Кроме того, СБП даёт возможность оплаты через QR-код. Согласно данным МТС Банка, популярность такого способа оплаты выросла за год в 3,5 раза. Во многом это связано с тем, что продавцы сами рекомендуют клиенту использовать для оплаты код, предлагая ему акции, кешбэк и скидки.
Именно наличие кешбэка привлекает большинство пользователей карт, тогда как в большинстве случаев при оплате через СБП банк его не начисляет. Кешбэк — это маркетинговый механизм банка. Он складывается из нескольких составляющих: комиссия, партнёрские соглашения с ретейлерами и субсидии самого банка за счёт доходов от других услуг, в частности кредитования. Суть кешбэка состоит в том, чтобы клиент тратил больше для получения своего процента.
В то же время СБП периодически запускает собственные акции с этим механизмом. В частности, в некоторых регионах действует кешбэк при оплате общественного транспорта или внесения платежей через портал «Госуслуги». Периодически акции проводятся с крупными ретейлерами, в том числе Fix Price и «Магнитом».
Главный же драйвер роста СБП — это возможность бесплатных переводов. Так, Банк России подсчитал, что во втором квартале 2024 года россияне совершили почти 2,3 миллиарда переводов через Систему быстрых платежей на 13,4 триллиона ₽. По сравнению с первым кварталом число переводов выросло на 27%, а их объём — на 47%.
Дальнейшее распространение СБП будет мотивировать всё большее количество россиян воспользоваться этой системой. Она смогла стать альтернативой привычной россиянам до 2022 года бесконтактной оплаты с помощью Apple Pay и Samsung Pay, сократить расходы продавцов на эквайринг и оборудование и качественно улучшить клиентский опыт.