Я начинающий водитель. Приобрела авто, чтобы его оформить на себя, нужна страховка, я обратилась в страховую компанию Макс, чтобы застраховать автомобиль, но на момент страхования у меня ещё не было прав, поэтому страхователь я, собственник я, но в графу допущенных к управлению я не вписана. Вот как бы застраховали машину, всё нормально, я ни о чём даже не задумывалась, в один момент случилось ДТП по моей вине, страховая погасила все убытки потерпевшим, и тут через два месяца звонок якобы из страховой, говорят, что я должна им деньги, которые они выплатили за ДТП, потому что я не вписана в графу допущенных управлять ТС. Вопрос: если оно так и есть, я не имела права управлять автомобилем, как тогда они видят, что я не вписана, выплатили пострадавшей стороне?
Ответ эксперта
Отвечаем на потребительские вопросы о финансах
Заблокировать оформление любых кредитов сразу не получится. Закон о самозапрете на выдачу кредитов ещё не принят, но уже можно обратиться напрямую в отдельные банки и написать заявление о запрете онлайн-кредитования конкретно в них. В случае беспокойства эксперты рекомендуют сделать это, по крайней мере в тех банках, где у вас уже есть счета и карты.
Однако чаще всего мошенничество с чужими паспортными данными происходит в МФО, где менее строго относятся к проверке личности заёмщика. Конечно, уважающие себя МФО всё проверят и не выдадут заём чужому человеку, но, к сожалению, встречаются и не очень добросовестные организации. От них полной защиты нет.
Но что точно надо сделать.
Обязательно сообщите о взломе аккаунта в техподдержку Госуслуг и в полицию. Этим вы зафиксируете факт произошедшего, и в случае мошеннических действий будет проще доказать, что кредиты и займы вы не брали.
После восстановления доступа к своему профилю проверьте, правильно ли указаны телефон и почта в графе «Учётная запись». Если там неизвестные номер или адрес, скопируйте их или сделайте скриншот — эти данные тоже помогут в поиске преступников. Поменяйте телефон и адрес на свой. Если у вас подтверждённая запись, потребуется обратиться в один из центров обслуживания «Госуслуг» или пройти процедуру восстановления доступа в своём онлайн-банке.
Далее зайдите в раздел «Безопасность». В подразделах «Мобильные приложения» и «Действия в системе» выйдите из аккаунта со всех устройств. Вы тоже вылетите, но сможете зайти повторно, а вот все остальные лица больше не смогут получить доступ к вашим данным.
В том же подразделе «Действия в системе» посмотрите, на каких ресурсах проходили авторизации через ваш профиль. Если в списке будет какая-либо МФО, это повод срочно обратиться туда.
Если мошенникам уже удалось украсть ваши деньги или набрать долгов на ваше имя, подайте в банк или МФО заявление о том, что это сделали не вы. Если пока никаких проблем вы не обнаружили, напишите заявление в банки, где обслуживаетесь, о том, что доступ к онлайн-банку был у посторонних, и перевыпустите свои карты.
Кроме того, в разделе «Заявления» на Госуслугах можете посмотреть, какую информацию о вас запрашивали взломщики. Это могут быть какие угодно справки, выписки и пр. Если всё это происходило, велика вероятность, что хотят оформить на вас заём.
Не стоит расслабляться. Закажите кредитную историю в БКИ и проверьте, нет ли в ней заявок, которые вы не подавали. Через некоторое время повторно закажите отчёт и снова всё проверьте. Если обнаружится заём, нужно будет обращаться напрямую в МФО, а если вопрос не разрешится, то отстаивать свои права в суде.
Постарайтесь как можно лучше защитить свой профиль на Госуслугах на будущее. Придумайте сложный пароль, установите двухфакторную аутентификацию (с 1 октября 2023 года она станет обязательной для всех).