Здравствуйте! Закрыл все продукты в банке, закрыл счета (зафиксировано в личном кабинете ФНС), задолженностей не имею. Написал отзыв своего согласия на обработку персональных данных. Банк ответил, что удовлетворяет запрос частично, что мои данные нужны ему для дальнейшего выполнения существующих договоров. На вопрос, так а на что тогда влияет мой отзыв, ответили, что теперь мне не будет приходить реклама. Хочу поинтересоваться, зачем тогда вообще предусмотрен отзыв данного согласия, если отключение маркетинговой рассылки производится обычным отдельным обращением в банк (которое было сделано мной с первого дня взаимодействия с банком)? И как мне перестать быть клиентом банка окончательно, удалить личный кабинет, разорвать все существующие договора с банком (и какие это могут быть договора, когда у меня нет продуктов банка?), чтобы меня с ним ничего не связывало?
Ответ эксперта
бизнес-ментор, предприниматель, инвестор
Первая задача — просчитать все доходы. Необходимо планировать доходы на ближайшие недели или несколько месяцев. Плюс составить планы по доходам. Существует три варианта планов: реалистичный, оптимистичный и пессимистичный. И далее нужно смотреть, как будет держаться бизнес при этих трёх вариантах. Важно просчитать все эти варианты.
Второе — желательно внедрять жёсткий лимит и производить подсчёт выручки каждого дня, недели, а также составлять отчёт по каждому виду продажи — всё зависит от чека и вида бизнеса. Собирает всю информацию, аналитику и делает таблицу чаще всего финансовый директор или сам собственник.
В-третьих, вся расходная часть «держится в узде», и в этот момент её категорически нельзя расширять.
У нас был такой интересный момент. В нашей компании есть бюджет. Из 100% бюджет на рекламу составляет 10%. Например, мы на 100 тысяч ₽ продаём и из них 10 тысяч ₽ направляем на рекламу.
Мы видим, что везде меняется цена, она растёт. Мы прибавили к цене 10 тысяч ₽ и эти 10% вложили в рекламу. Таким образом, бюджет увеличился в два раза. Во время кризиса у всех начинается паника, а мы увеличили бюджет, не сокращая при этом заработную плату.
Например, ремонтники, которые работают через комиссионные, дают 10% дизайнеру за приведённого клиента. А теперь они будут отдавать им в два раза больше — 20%.
Во время кризиса необходимо сократить по максимуму все расходы, которые не ведут к прибыли.
Как построить стратегию
Во-первых, в кризисный период желательно всех сотрудников перевести на «безокладную» мотивацию — к чистой или валовой прибыли, всё зависит от бизнеса. В этом случае все нелояльные работники отсеются и останутся самые преданные.
Во-вторых, обязательно всем, кто остался, нужно будет через два-три месяца повысить зарплату на 20%.
Необходимо вводить бюджетирование, обычно это делает руководитель или собственник.
Надо ли привлекать финансирование
Всё зависит от того, какое это финансирование. Желательно в такие кризисные моменты выходить на гранты, субсидии, это хорошие рабочие инструменты.
Необходимо знать, какие активы идут на доходы, а какие — на расходы. Тогда будет понимание, сколько в месяц компания тратит на свою деятельность (операционные расходы).
--
Алексей Максимченков, ведущий бизнес-ментор в Санкт-Петербурге (по версии журнала «Эксперт»), преподаватель и основатель Бизнес-школы, инвестор с 2007 года.