Первая задача — просчитать все доходы. Необходимо планировать доходы на ближайшие недели или несколько месяцев. Плюс составить планы по доходам. Существует три варианта планов: реалистичный, оптимистичный и пессимистичный. И далее нужно смотреть, как будет держаться бизнес при этих трёх вариантах. Важно просчитать все эти варианты.
Второе — желательно внедрять жёсткий лимит и производить подсчёт выручки каждого дня, недели, а также составлять отчёт по каждому виду продажи — всё зависит от чека и вида бизнеса. Собирает всю информацию, аналитику и делает таблицу чаще всего финансовый директор или сам собственник.
В-третьих, вся расходная часть «держится в узде», и в этот момент её категорически нельзя расширять.
У нас был такой интересный момент. В нашей компании есть бюджет. Из 100% бюджет на рекламу составляет 10%. Например, мы на 100 тысяч ₽ продаём и из них 10 тысяч ₽ направляем на рекламу.
Мы видим, что везде меняется цена, она растёт. Мы прибавили к цене 10 тысяч ₽ и эти 10% вложили в рекламу. Таким образом, бюджет увеличился в два раза. Во время кризиса у всех начинается паника, а мы увеличили бюджет, не сокращая при этом заработную плату.
Например, ремонтники, которые работают через комиссионные, дают 10% дизайнеру за приведённого клиента. А теперь они будут отдавать им в два раза больше — 20%.
Во время кризиса необходимо сократить по максимуму все расходы, которые не ведут к прибыли.
Как построить стратегию
Во-первых, в кризисный период желательно всех сотрудников перевести на «безокладную» мотивацию — к чистой или валовой прибыли, всё зависит от бизнеса. В этом случае все нелояльные работники отсеются и останутся самые преданные.
Во-вторых, обязательно всем, кто остался, нужно будет через два-три месяца повысить зарплату на 20%.
Необходимо вводить бюджетирование, обычно это делает руководитель или собственник.
Надо ли привлекать финансирование
Всё зависит от того, какое это финансирование. Желательно в такие кризисные моменты выходить на гранты, субсидии, это хорошие рабочие инструменты.
Необходимо знать, какие активы идут на доходы, а какие — на расходы. Тогда будет понимание, сколько в месяц компания тратит на свою деятельность (операционные расходы).
--
Алексей Максимченков, ведущий бизнес-ментор в Санкт-Петербурге (по версии журнала «Эксперт»), преподаватель и основатель Бизнес-школы, инвестор с 2007 года.
Ответ эксперта
бизнес-ментор, предприниматель, инвестор
Первая задача — просчитать все доходы. Необходимо планировать доходы на ближайшие недели или несколько месяцев. Плюс составить планы по доходам. Существует три варианта планов: реалистичный, оптимистичный и пессимистичный. И далее нужно смотреть, как будет держаться бизнес при этих трёх вариантах. Важно просчитать все эти варианты.
Второе — желательно внедрять жёсткий лимит и производить подсчёт выручки каждого дня, недели, а также составлять отчёт по каждому виду продажи — всё зависит от чека и вида бизнеса. Собирает всю информацию, аналитику и делает таблицу чаще всего финансовый директор или сам собственник.
В-третьих, вся расходная часть «держится в узде», и в этот момент её категорически нельзя расширять.
У нас был такой интересный момент. В нашей компании есть бюджет. Из 100% бюджет на рекламу составляет 10%. Например, мы на 100 тысяч ₽ продаём и из них 10 тысяч ₽ направляем на рекламу.
Мы видим, что везде меняется цена, она растёт. Мы прибавили к цене 10 тысяч ₽ и эти 10% вложили в рекламу. Таким образом, бюджет увеличился в два раза. Во время кризиса у всех начинается паника, а мы увеличили бюджет, не сокращая при этом заработную плату.
Например, ремонтники, которые работают через комиссионные, дают 10% дизайнеру за приведённого клиента. А теперь они будут отдавать им в два раза больше — 20%.
Во время кризиса необходимо сократить по максимуму все расходы, которые не ведут к прибыли.
Как построить стратегию
Во-первых, в кризисный период желательно всех сотрудников перевести на «безокладную» мотивацию — к чистой или валовой прибыли, всё зависит от бизнеса. В этом случае все нелояльные работники отсеются и останутся самые преданные.
Во-вторых, обязательно всем, кто остался, нужно будет через два-три месяца повысить зарплату на 20%.
Необходимо вводить бюджетирование, обычно это делает руководитель или собственник.
Надо ли привлекать финансирование
Всё зависит от того, какое это финансирование. Желательно в такие кризисные моменты выходить на гранты, субсидии, это хорошие рабочие инструменты.
Необходимо знать, какие активы идут на доходы, а какие — на расходы. Тогда будет понимание, сколько в месяц компания тратит на свою деятельность (операционные расходы).
--
Алексей Максимченков, ведущий бизнес-ментор в Санкт-Петербурге (по версии журнала «Эксперт»), преподаватель и основатель Бизнес-школы, инвестор с 2007 года.