Мой муж был оформлен с 2023 года по уходу за своей пожилой бабушкой, весь 2024 год и до мая 2025 года. В апреле 2025 года он стал как самозанятый, теперь наш СФР прямым текстом сказал, что не катит на подачу единого пособия, я в ступоре, в июне подавать на единое пособие на продление, 2024 год, как я поняла, доказывать, что муж действительно ухаживал, не нужно, так как расчётный период входит и 2024 год тоже, а вот что же делать с 2025 годом с января по май, это уже не считается объективной причиной отсутствия доходов? Что делать теперь? И непонятно, сколько должно быть месяцев дохода от самозанятости в расчётном периоде?
Ответ эксперта
Отвечаем на потребительские вопросы о финансах
Отвечает руководитель аналитического департамента AMarkets Артём Деев.
Уровень ключевой ставки — это метод балансирования инфляции на нужном уровне. Инфляция и уровень ставки — взаимосвязанные элементы.
Для сдерживания роста цен центральные банки ставку повышают: это приводит к тому, что растёт стоимость кредитов для населения и бизнеса, берут такие кредиты меньше, потребление и спрос сжимаются (люди покупают меньше, бизнес менее активно берёт кредиты на расширение, переоборудование и т. д.). В результате происходит замедление экономики, но на макроуровне инфляция снижается.
Когда это происходит, центральные банки начинают ставку понижать: в результате стоимость кредита также сокращается, займы становятся более доступны гражданам и бизнесу, происходит стимулирование потребления и спроса, экономика идёт в рост (но инфляция также начинает увеличиваться).
Самая сложная задача любого ЦБ — удерживать баланс между инфляцией и темпами роста экономики. Потому что всегда приходится чем-то жертвовать: либо бороться с инфляцией ценой сокращения ВВП, либо разгонять инфляцию, делая более доступными кредиты (что приводит к росту потребления). Именно поэтому всегда уделяется такое внимание решениям ЦБ по ставке — от этого зависят многие прогнозы о том, как будет развиваться экономика страны в ближайшее время. И потому центробанки так осторожны в своих заявлениях и действиях по понижению или повышению ключевой ставки.
Иногда требуются и жёсткие решения — вспомним конец февраля 2022 года, когда российский ЦБ резко поднял ставку с 9% сразу до 20%. Это было необходимо, чтобы купировать риски резкого ускорения цен в стране. В результате вместо роста инфляции до 20–30% (как прогнозировалось прошлой весной) по итогам года инфляция составила менее 12%.