Это сигнал, что ЦБ ещё поднимет ставку или надувается пузырь?
руководитель отдела по работе с состоятельными клиентами ИК «Fontvielle»
Рынок предоставления финансовых услуг в части вкладов и накопительных счетов достаточно конкурентный, а процентные ставки выше, чем в других банках, — один из способов привлечения новых клиентов. В данной ситуации финансово-кредитные учреждения изменяют условия по своим продуктам превентивно, ориентируясь на мнение своих аналитиков по поводу денежно-кредитной политики. Так как большинство экспертов сходятся во мнении, что ключевая ставка вырастет в диапазоне от 1% до 3%, то и банки начинают уже предлагать процентные ставки выше ключевой в ожидании декабрьского решения Банка России.
При этом если анализировать чуть глубже, то можно заметить, что большинство банковских предложений, которые предлагают доходность выше текущей ключевой ставки, краткосрочные. Это либо вклады на один — три месяца, либо временный период один-два месяца по накопительному счёту, после которого условия меняются. Кроме того, чтобы получить более высокий процент, необходимо соответствовать ряду условий, например не иметь действующих или активных счетов в этом банке, пользоваться определённой мобильной связью или же стать зарплатным клиентом.
Рисков для устойчивости банков в случае краткосрочных продуктов, чья процентная ставка превышает ключевую, я не вижу. Финансово-кредитные учреждения активно инвестируют в облигации, доходность новых выпусков которых тоже растёт с ужесточением ДКП. То есть фактически они вкладывают привлечённые средства населения в ещё более доходные инструменты фондового рынка.
Отвечаем на потребительские вопросы о финансах
По мнению налогового консультанта, кандидата экономических наук Евгения Сивкова, предложение банками вкладов по ставкам, превышающим ключевую, может наводить на мысль о грядущих изменениях денежно-кредитной политики и побуждать к поспешным действиям. Однако, прежде чем делать выводы и ожидать финансовых потрясений, эксперт предлагает проанализировать причины такого поведения банков и оценить реальную вероятность изменений.
«Представьте себе банк как находчивого коммивояжёра, который пытается продать вам свой продукт — вклад. Но у него очень много конкурентов: одни соблазняют удобными приложениями, другие — "сытными" кешбэками, третьи — космическими процентами, — приводит пример Евгений Сивков. — Чтобы вы выбрали именно этот банк, менеджмент иногда готов приподнять ставку. В конце концов цель — привлечь средства потенциальных клиентов. А если у банка в данный момент есть острая потребность в "длинных" деньгах, то ему логичнее предложить вам более высокие проценты, чем просто "идти в ногу" с ключевой ставкой».
Так что Евгений Сивков полагает, что высокие проценты по вкладам не обязательно сигнализируют о скором увеличении ключевой ставки. Возможно, банк просто пытается забрать побольше средств у конкурентов или компенсирует собственные риски в кредитном портфеле. Да и судить о логике Центробанка по отдельным предложениям банков — всё равно что гадать на кофейной гуще о погоде на Марсе.
В то же время рост ставок по вкладам быстрее «ключа» зачастую вызывает опасения относительно формирования очередного «мыльного пузыря» на финансовом рынке. «Но банковский бизнес не так прост, как кажется, — отвечает на это Евгений Сивков. — Если банк неглуп, то планирует свою стратегию: да, он даст вам высокий процент сейчас, но, возможно, поставит ограничения по суммам или срокам или уже придумал, как этими деньгами "крутить" внутри своей кредитно-финансовой системы, извлекая больше прибыли. В целом платить высокие проценты вкладчикам — это не какой-то жест доброй воли. Если банки решили повысить ставки, значит, уверены, что смогут заработать ещё больше».
Ещё одно беспокойство вкладчиков связано с тем, что все одномоментно побегут забирать деньги, когда ставки пойдут вниз. «Допустим, ЦБ вдруг решает снизить ключевую ставку, а вкладчики, чуя новые условия где-нибудь в другом месте, массово потекут забирать свои сбережения, — описывает ситуацию Евгений Сивков. — Паника? Не всегда. Банки, умеющие играть вдолгую, учитывают подобный сценарий. Во-первых, у них есть резервные подушки. Во-вторых, своя политика ликвидности (такие хитрые схемы, о которых знают, видимо, только финансисты и их коты). Если банк крупный и с хорошей репутацией, у него обычно есть все шансы вовремя подстраховаться. Если же банк мелкий и слишком резво повышает ставки, пытаясь вырваться вперёд, тогда вопрос его устойчивости будет зависеть от качества баланса и менеджмента».
Таким образом, делает вывод Евгений Сивков, высокие проценты по вкладам — это не всегда приговор для экономики, не обязательно сигнал о скором решении ЦБ поднять ставку, не безусловный знак надвигающихся финансовых катастроф. Часто это всего лишь элемент конкурентной борьбы. Банки — как официанты в ресторане: если у них мало посетителей, они могут предложить вам дополнительный бокал напитка за те же деньги, чтобы вы не ушли. А вы в ответ можете насладиться этой щедростью, но держать руку на пульсе и не забывать: бесплатный сыр бывает только в мышеловке, а повышенный процент — это всего лишь финансовый крючок, который ловко забрасывает банк».
Член Центрального совета Независимого профсоюза «Новый Труд» Анатолий Баранов считает, что вклады по ставкам выше ключевой связаны с рисковой политикой небольших банков, которые стремятся привлечь клиентов в условиях нестабильной экономической ситуации. Одной из причин такого поведения он называет ожидание роста инфляции. «Мы видим, что курс рубля ослабевает, и ЦБ РФ уже не проводит валютных интервенций. Это говорит о том, что рубль отпущен в свободное плавание, его обеспечение остаётся слабым, — комментирует Анатолий Баранов. — В таких условиях банки могут предлагать более высокие процентные ставки по вкладам как способ привлечения средств от клиентов. Однако такая стратегия несёт в себе и определённые риски. Высокие ставки могут не помочь с устойчивостью банков, и тогда все риски ложатся на плечи клиентов. Вложение средств в небольшой банк с высокими процентами связано с определённой степенью риска, ведь, несмотря на то, что Агентство по страхованию вкладов вернёт деньги в случае проблем с банком, это произойдёт без начисления процентов и может занять время, в течение которого инфляция продолжит "съедать" стоимость сбережений. Таким образом, хотя ситуация и не так опасна, как в случае с финансовыми пирамидами, она всё же требует осторожности. Рискованная игра на банковском проценте может быть оправданна для тех, кто стремится сохранить свои сбережения в условиях галопирующей инфляции. Важно осознавать риски и принимать обоснованные решения при выборе банка для размещения своих средств».
По оценке коммерческого директора особой экономической зоны Доброград-1 Дмитрия Комиссарова, текущая ситуация с повышенными ставками по депозитам отражает естественную конкуренцию банков за привлечение средств населения в условиях ужесточения денежно-кредитной политики. «Банки, предлагающие ставки выше ключевой, как правило, следуют чётко просчитанной стратегии управления активами и пассивами, — говорит он. — Банки компенсируют повышенные процентные расходы за счёт доходности от кредитования и других финансовых операций. Важно понимать, что превышение депозитных ставок над ключевой ставкой ЦБ — это не обязательно индикатор будущего повышения ключевой ставки или признак нестабильности банковской системы. Это скорее отражение конкурентной борьбы за ликвидность и стремление банков нарастить депозитную базу для поддержания устойчивого роста кредитного портфеля. Что касается устойчивости банков, то действующая система надзора и нормативов достаточности капитала создаёт необходимый запас прочности. Даже при потенциальном снижении ключевой ставки в будущем банки имеют достаточно инструментов для управления процентными рисками и поддержания стабильности своих балансов».
Директор по страхованию торговых кредитов страхового брокера Mainsgroup Мария Иванеева соглашается, что маржинальность банков в основном обеспечивается выдачей кредитов, ставки по которым, как правило, значительно превосходят уровень ключевой ставки. Это в том числе даёт возможность банкам предлагать процент по вкладам выше ключевой ставки, что базово является одной из распространённых стратегий привлечения новых клиентов. «По этой причине зачастую мы видим, что банки готовы предлагать новым вкладчикам более выгодные условия. Ключевая ставка, по нашим прогнозам, на ближайшем заседании ЦБ, скорее всего, будет ещё увеличена, — прогнозирует Мария Иванеева. — Однако маловероятно, что это повлияет на устойчивость банков. Есть достаточно строгие нормативы ЦБ, предъявляемые к банкам для подтверждения их устойчивости, да и доход от выдачи кредитов в текущих условиях позволяет банкам накопить дополнительный запас прочности».
Основатель инвестиционной компании SharesPro Денис Астафьев тоже полагает, что высокие проценты по вкладам могут указывать на ожидания дальнейшего повышения ключевой ставки. «На данный момент Банк России допускает возможность повышения ставки на декабрьском заседании. Банки, формируя ставки по вкладам, учитывают вероятность ужесточения денежно-кредитной политики. Многие аналитики, и я в их числе, прогнозируют увеличение ключевой ставки до 23% в декабре 2024 года и до 25% в феврале 2025 года».
Ответ эксперта
экономист, эксперт по финансовым рынкам
Тот факт, что ставки по вкладам в банках больше, чем ключевая ставка Банка России, объясняется несколькими причинами.
Во-первых, несомненно, влияют ожидания участников рынка и уверенность в том, что ЦБ будет повышать ставку и дальше. В декабре ожидается повышение до 23%. Ставки по вкладам поднялись примерно до этого же уровня.
Во-вторых, банки остро нуждаются в источниках финансирования своей основной деятельности: выдачи кредитов. Чем больше денег вкладчики принесут, тем больше кредитов банки смогут выдать и большую прибыль получить.
В-третьих, причина кроется в простой конкуренции между банками. В погоне за клиентами, которые принесут дополнительные деньги, банки готовы давать большие проценты для новых клиентов. Поэтому чаще всего выгодные условия предлагают для «новых» денег.