Взяла потребительский кредит в Сбербанке на сумму 593 850 руб. Затем в силу обстоятельств не смогла вовремя вносить платежи по кредиту. В октябре 2022 года Сбербанк подал на меня в суд. Общую сумму задолженности я оплатила через госуслуги вместе с исполнительным сбором. Но в приложении Сбербанка у меня отображаются три задолженности, которые относятся к данному кредиту: просроченный основной долг, просроченные проценты, неустойка. Подскажите, какие есть варианты в данном случае? Чтобы мне не платить повторно проценты по кредиту, который я уже оплатила. Можно ли в суд подать на банк? Все документы у меня на руках: кредитный договор, копия решения суда, скриншот с госуслуг об отсутствии задолженности.
Ответ эксперта
Отвечаем на потребительские вопросы о финансах
По статистике, около 30% пользователей, совершавших онлайн-покупки, становились жертвами мошенников. Основатель сервиса онлайн-безопасности и защищённых покупок CosmoVisa Виктор Смирнов дал несколько полезных советов, как избежать рисков при покупках в интернет-магазинах.
Кража личной информации
При оформлении и оплате в интернете необходимо избегать общественных сетей Wi-Fi, так как с их помощью мошенники могут получить доступ к личной информации. Общественная сеть не использует шифрования, поэтому возможен перехват сообщений между устройством и сервером: в этом случае все логины и пароли, введённые пользователем, попадают к третьей стороне. Мошенники могут создать дублёр общественной сети с тем же названием, тогда вся информация, передаваемая пользователем, окажется в их руках. Следует обращать внимание на название сети и избегать подключения в местах, где есть сети с одинаковым названием.
Следует внимательно отнестись к выбору онлайн-магазина: сайт добросовестного продавца имеет сертификат безопасности (SSL/TSL-сертификат) и предоставляет всю контактную информацию о компании. Сертификат сайта, как правило, автоматически проверяется браузером, поэтому важно не игнорировать уведомления о подлинности. Проверить его самостоятельно можно в адресной строке: у безопасного сайта ссылка начинается с HTTPS: S — безопасный.
Оплата должна производиться через систему безопасных платежей, связанную с сайтом банка. На этом этапе важно тщательно проверять адреса страниц, потому что цель киберпреступников — реквизиты карт и кража личных данных. Как правило, они пользуются фишинговыми страницами, где пользователь сам вводит информацию, в этом случае факт мошенничества невозможно доказать.
Поддельные отзывы
При покупках в интернете принято ориентироваться на отзывы о товарах, так как нет возможности внимательно всё осмотреть. Именно отзывы других пользователей должны помочь выявить недостатки выбранной вещи. Но некоторые из них пишутся на заказ или ботами, что бывает непросто выявить. Стоит обратить внимание на некоторые детали: например, подозрительным выглядит единственный отзыв пользователя либо наличие только отрицательных или положительных отзывов. Повторяющиеся фразы могут быть показателем использования алгоритма написания текстов. Но с развитием нейросетей выявить ложные отзывы и обзоры становится всё сложнее.
Контрафакт
Не только отзывы на онлайн-площадке, но и сами товары могут оказаться подделкой. Производство и продажа контрафактных товаров — многомиллиардный бизнес, который особенно укрепился в условиях санкций, когда были сняты ограничения на параллельный импорт. Определить качественную подделку достаточно сложно: каждый производитель (косметики или одежды, например) имеет свои особенности упаковки и маркировки, знать которые может только эксперт.
Можно снизить риск, приобретая товары у заслуживающих доверия продавцов, то есть точно знать, где покупать. Например, проверить данные интернет-магазина на сайте производителя, где публикуются списки официальных дистрибьюторов. Найти отзывы о продавце на сторонних площадках, таких как Отзовик и др. Можно также запросить у продавца сертификат качества на товар.
Сейчас появился ряд сервисов, помогающих обеспечить поддержку безопасности онлайн-шопинга. Они предоставляют возможность не только оформить заказ у надёжного продавца, чтобы быть уверенным в оригинальности товара, но и безопасно оплатить покупку.
Качество доставки
В условиях, когда онлайн-покупки приобретают всё большую популярность, возрастает нагрузка на службы доставки. В периоды повышенного спроса становятся нередки случаи ошибок логистических компаний и увеличения сроков доставки. Оплаченный товар может потеряться при пересылке, особенно если упаковка небольшая. Решение этой проблемы потребует много терпения и времени: прежде всего необходимо собрать документы, подтверждающие факт покупки, написать заявление на розыск. В этой сложной ситуации служба поддержки безопасного онлайн-шопинга даст рекомендации и поможет правильно оформить бумаги для возврата средств.
При получении посылки необходимо внимательно осмотреть упаковку, не подписывать сопроводительные документы до вскрытия. Можно даже записать видео распаковки и, если есть повреждения или товар не соответствует заказу, сразу оформить возврат, так как сроки могут быть ограничены. Некоторые продавцы усложняют процесс возврата, перекладывают вину на службу доставки или самого покупателя. Чтобы выйти из подобной ситуации без потерь, можно обратиться к специалистам по онлайн-безопасности, благодаря опыту работы в этой области они смогут законно предотвратить интернет-мошенничество.
Совершая покупки в интернете, надо учитывать и риски, связанные с развитием высоких технологий, безопасность в сети не менее важна, чем в реальной жизни. Соблюдение правил конфиденциальности и выбор добросовестного продавца — гарантия удачного онлайн-шопинга.