Независимый финансовый советник, эксперт проекта «Финансовое здоровье»
Как правило, во время кризиса у большинства происходит сокращение зарплат, нередко происходит её задержка, которая может достигать нескольких месяцев, отменяются выплаты премий и бонусов. Но самое худшее, что может произойти — это потеря работы по причине сокращения или банкротства компании.
В зависимости от того, в какую ситуацию попал человек, можно посоветовать следующее:
А) Если доходы сократились или же зарплату стали задерживать, то необходимо:
Б) Если произошёл худший вариант и человек стал безработным, то необходимо:
В заключение хотел бы сказать, что всегда стоит помнить: безвыходных ситуаций не бывает, нужно верить в свои силы и знать, что всё будет хорошо. Кризисы заканчиваются, и преодоление каждого из них делает нас сильнее. Главное — делать правильные выводы и помнить, что всегда необходимо иметь накопления на «чёрный день», а иначе следующий кризис можно и не преодолеть.
Всем финансового благополучия!
С уважением, независимый финансовый советник Акулов Сергей.
эксперт Национального центра финансовой грамотности
Здравствуйте!
Безусловно, хорошо, когда есть накопления. Другой вопрос — «проедать» накопления или сделать задел на будущее? Кризис закончится, а с чем останетесь на выходе? Это главный вопрос, о котором следует волноваться.
Как пережить кризис? Здесь стоит оцифровать для себя:
А) Что лично для меня кризис, в чём заключается?
Вариант 1: пережить — это значит нет совсем еды и жить на улице, потому что нечем платить аренду? Или вариант 2: пережить — это снизился текущий уровень дохода, а значит, приходится урезать привычный уровень потребления? Это разные вещи и разные пути решения.
Например, при варианте 1 можно договориться на удалённую работу и иметь какой-то доход, зарегистрироваться как безработный и получать пособие и прочее.
При варианте 2 пересмотреть и сократить расходы, чтобы соблюдался баланс, пересмотреть свои активы и пассивы, обязательства.
Б) «Пережить кризис» для пенсионера, человека трудоспособного возраста, самозанятого, ИП, предпринимателя — это всё разные подходы. Ключевое: сделать анализ своих доходов, расходов, обязательств, имущества, навыков и понять, что востребовано и за счёт чего можно сделать денежные поступления.
В) «Пережить кризис» — это значит сохранить, а в идеале снизить расходы минимум на 30%. Причем снижать за счёт оптимизации расходов на жизнь и оптимизации обязательств.
Лично для меня понятие «пережить кризис» заключено в том, чтобы получить максимальную выгоду от ситуации.
Вывод: пережить кризис, если нет накоплений — это значит:
а) не допустить, чтобы расходы увеличивались (в кризис этого легко достичь), а лучше снизить потребление;
б) откладывать хоть сколько-то — это будет давать некоторую уверенность в завтрашнем дне;
в) навести порядок в своих финансах и делах;
г) снизить приобретение до минимума, использовать правило 48 часов (захотелось купить — сделать паузу и потом принимать решение);
д) постоянно находиться в состоянии спокойствия и здравого смысла.
Успехов! Вам всё по силам.
Ответ эксперта
эксперт Национального центра финансовой грамотности
Чтобы пережить кризис при отсутствии накоплений, необходимо осознанно подойти к текущей ситуации:
Спланируйте бюджет доходов (Д) и расходов (Р) на ближайший период (от 1 месяца и более). Проанализируйте его. Если Д<Р, Вы живёте не по средствам: в первую очередь оптимизируйте расходы. Если Д=Р, увеличивайте доходы, так как при увеличении расходов данный баланс нарушится. Если Д>Р, то у Вас есть возможность начать сберегать средства.
Для корректной оптимизации расходов разделите их на 4 категории: обязательные постоянные, обязательные переменные, необязательные постоянные и необязательные переменные. Постарайтесь полностью избавиться от необязательных расходов и уменьшить обязательные переменные. Потребуется проявить некоторую силу воли, чтоб отказаться от некоторых привычек.
Для увеличения доходов выпишите отдельно все свои компетенции и навыки. Подумайте, как их можно применить в удалённой работе. Посмотрите известные базы фрилансеров на предмет потребности в Ваших навыках и компетенциях, предложите свои услуги или откройте собственное дело.
Отдельно выпишите компетенции и навыки, которыми Вы хотели бы овладеть. Удалённая работа позволяет онлайн обучиться новым навыкам и применить их на рынке.
Сделайте ребалансировку активов. Продайте какое-либо ненужное имущество. Направьте вырученные средства на первые накопления, повышение квалификации или покрытие текущих расходов.
Для того чтобы владеть информацией о сумме ликвидности «в моменте», разнесите планируемые доходы и расходы по календарю. Учтите текущие остатки на своих счетах. В случае так называемых кассовых разрывов, когда отсутствуют ликвидные средства, по возможности отодвигайте крупные расходы на будущее.
Контролируйте свои бюджеты, старайтесь не выходить за рамки планируемых трат.
Начните создавать финансовую «подушку безопасности» в кризис, заложив в обязательные расходы от 10% Ваших доходов.
Желаю Вам финансового благополучия!
С уважением, Анатолий Протасов.