Совершила заказ в магазине на 3200 ₽. Спустя минут 10 отменила его, денежные средства не вернули, только прислали чек возврата и сказали проверить поступление на счёту. В банке денежные средства зарезервированы, по факту того, что магазин, принимающая сторона, не подтверждает ни покупку, ни отмену, на горячей линии магазина игнорируют, обращения тоже игнорируют. Просто утверждают, что всё вернули, но в банке говорят, что подтверждение отказа не получали.
Ответ эксперта
руководитель центра фрод-мониторинга МТС Банка
Телефонные мошенники, как правило, располагают персональными данными, которые есть в паспорте или вводятся для оформления заказов через интернет, что зачастую позволяет им входить в доверие жертвы. Но для осуществления фактического списания средств им всегда необходимо вовлечь жертву, тем самым заставить её сообщить недостающую информацию. Чтобы не попасться на крючок, достаточно знать основные схемы мошенников и соблюдать правила безопасности.
Наиболее частый сценарий мошенничества:
Цель — войти в доверие.
Цель — напугать.
Цель — хищение.
Цель — незаконное обогащение.
Для осуществления хищения чаще всего мошенники запрашивают:
Коды из СМС-сообщений от банков или мобильных операторов
Номер карты плюс код из СМС-сообщения
Мошенник может не запрашивать данных
Если звонок действительно поступил от сотрудника банка, его будет интересовать добровольное волеизъявление клиента в совершении операции, вызвавшей подозрение. С целью верификации личности могут быть заданы вопросы о персональных данных, но никогда сотрудник банка не попросит назвать код из СМС, полный номер и/или CVV-код карты, пароли от личного кабинета, не принуждает оформить кредит и т. д.
Запомните: в случае выявления мошенничества сотрудник банка может рекомендовать только официальное обращение в кредитную организацию и полицию с заявлением о хищении средств. Все иные предлоги, подразумевающие необходимость предоставления данных, якобы для отмены операции, обнуления кредитной заявки и т. д., — мошенничество.