Я начинающий водитель. Приобрела авто, чтобы его оформить на себя, нужна страховка, я обратилась в страховую компанию Макс, чтобы застраховать автомобиль, но на момент страхования у меня ещё не было прав, поэтому страхователь я, собственник я, но в графу допущенных к управлению я не вписана. Вот как бы застраховали машину, всё нормально, я ни о чём даже не задумывалась, в один момент случилось ДТП по моей вине, страховая погасила все убытки потерпевшим, и тут через два месяца звонок якобы из страховой, говорят, что я должна им деньги, которые они выплатили за ДТП, потому что я не вписана в графу допущенных управлять ТС. Вопрос: если оно так и есть, я не имела права управлять автомобилем, как тогда они видят, что я не вписана, выплатили пострадавшей стороне?
Ответ эксперта
руководитель группы МФО Россия в финтех-группе Finbridge («Деньги сразу», Oneclickmoney, CashToYou)
Оформляя финансовые услуги в банках или в МФО онлайн, потребители иногда сталкиваются с тем, что сумма долга оказывается больше той, на которую они рассчитывали. Оказывается, что впопыхах они оформили несколько платных услуг.
Некоторые МФО увеличивают стоимость займа за счёт необходимости оплаты таких дополнительных услуг, как, например, проверка банковской карты, анализ кредитной истории, комиссии за перевод денег и других.
Недобросовестность такого поведения заключается в том, что на потребителя перекладываются расходы, которые должна нести сама организация. Например, изучать заёмщика перед выдачей займа действительно необходимо, но МФО действует в собственных интересах, поэтому и расходы в данном случае должны являться предметом заботы самой организации. Тем более что дважды в год каждый гражданин имеет право бесплатно запрашивать такие отчёты в бюро кредитных историй.
Вместе с тем банки, страховые компании, МФО — буквально все участники финансового рынка предлагают своим клиентам дополнительные услуги. И это нормальная рыночная практика. Среди дополнительных услуг МФО, наиболее востребованных заёмщиками, можно выделить следующие:
Как не допустить лишних расходов
Перед подписанием договора внимательно прочитайте предлагаемые условия. По закону у заёмщиков есть пять дней на изучение договора. За это время условия договора не могут измениться.
Проверьте полную стоимость кредита (ПСК учитывает проценты по займу и стоимость дополнительных услуг), то есть сколько вам придётся переплатить. Размер переплаты должен быть указан в верхнем правом углу на первой странице договора займа. ПСК не может превышать размер займа более чем в 1,5 раза.
Проверяйте все документы, которые подписываете. В том числе и те, которые заверяются с помощью электронной подписи, например кода из СМС.
Чем больше дополнительных опций будет включено, тем выше станет итоговая стоимость договора займа. Стоимость дополнительных услуг может повлиять на процентную ставку, размер займа и другие его параметры. Поэтому потребителю нужно тщательно взвесить — какие сопутствующие услуги ему действительно потребуются и сможет ли он их оплатить.
Как отказаться от ненужных услуг
Чтобы отказаться от дополнительных услуг, нужно просто подать заявление в свою МФО. Компания вернёт потраченные на эти услуги деньги в так называемый «период охлаждения». По закону этот период составляет 14 дней с даты подписания договора.
Заявление может быть подано через сайт или мобильное приложение организации. Способы связи должны быть указаны в договоре займа.
К заявлению нужно приложить копию паспорта, договора на услугу и документа об оплате, банковские реквизиты.
Деньги организация обязана вернуть в течение семи рабочих дней. Сумма возврата будет зависеть от того, была оказана услуга или нет. Сумма возврата после истечения периода охлаждения будет зависеть от условий конкретного договора.