logo
Ещё
19 марта
20
Кибербезопасность
avatar
Спрашивает
Марина

Как не стать жертвой мошенников при оплате в интернете?

Ответ эксперта

avatar

Отвечаем на потребительские вопросы о финансах

20 марта

Распространение мошеннических схем не должно мешать привычкам оплачивать товары и услуги в интернете и подрывать доверие к официальным сайтам компаний, которые заботятся о защите данных своих клиентов. При оформлении электронного полиса ОСАГО на Сравни мы отправляем данные напрямую в официальные страховые компании, минуя третьих лиц и агентов. Оплата тоже происходит через эквайринг страховой компании. В дальнейшем при необходимости мы помогаем решать возникающие вопросы напрямую со страховой компанией, например если нужно добавить водителя в действующий полис или поменять госномер автомобиля.

По статистике ЦБ РФ, в 2024 году больше всего россияне пострадали из-за перехода по ссылке от злоумышленников, прямого перевода денег мошенникам и добровольного ввода своих платёжных данных на непроверенных сайтах. Один из распространённых сценариев — создание точной копии сайтов маркетплейсов и торговых площадок с заменой символа в доменном имени. Ссылка на фишинговый сайт приходит клиенту по электронной почте или в мессенджере, а покупку чаще всего предлагают совершить через QR-код. После оплаты деньги уходят на счёт мошенников.

По мнению заместителя руководителя отдела противодействия мошенничеству финтех-компании Paygine Романа Агабаева, единственный способ не стать жертвой фишинга — заходить на сайт нужного продавца самостоятельно, проверять точный адрес, корректное написание названия домена, связываться с торговой площадкой через официальное приложение, личный кабинет на сайте.

Специалисты Method рекомендуют при оформлении онлайн-покупок проверить ряд параметров безопасности. На сайте должны насторожить 100% положительных отзывов без критики. Отзывы можно проверить в приложениях карт и на сайтах-отзовиках, причём самыми ценными стоит считать средние оценки. Они будут доказательством хотя бы гарантированной доставки товара до адресатов.

Способ оплаты — критический важный пункт. Надёжные магазины проводят оплату через безопасные платёжные системы или оставляют опцию оплаты при получении через терминал или наличными. Перевод на карту физлица при оплате в официальном магазине с большой долей вероятности окажется мошенничеством. Ещё одну схему практикуют мошенники, которым удаётся получить доступ к заявкам на сайтах: они обзванивают клиентов по полученной базе и предлагают выкупить товар по заявке «дешевле» или «с быстрой доставкой», а иногда угрожают тем, что товар заканчивается и его необходимо выкупить «прямо сегодня».

Схожий сценарий реализуется на популярных маркетплейсах: недобросовестные поставщики отменяют заказ под предлогом того, что «товар закончился», и предлагают клиенту провести оплату другой модели товара на стороннем сайте. Подобная схема строится на репутации маркетплейса: человек соглашается на общение с продавцом, думая, будто площадка его проверила. В реальности фейковые магазины-однодневки успевают выманить деньги у нескольких клиентов, пока торговая площадка не вычислит и не заблокирует их. Общение с продавцом с платформы маркетплейса не должно переходить в сторонние мессенджеры, предупреждают эксперты Method. Оплата также не должна проходить через ссылки от незнакомцев или на сторонних сайтах — в целях безопасности нужно использовать только платёжные инструменты самих маркетплейсов.

Стоит также держать в голове, что добросовестные магазины уточняют все детали доставки и всегда готовы предложить вариант самовывоза с реальным адресом, в то время как мошенники будут торопить с оплатой, угрожать «потерей брони» заказа и постараются перевести всё внимание на скорейший перевод денег. В подозрительных случаях специалисты Method предлагают проверить url сайта-продавца: домен, зарегистрированный несколько недель назад, а также соцсеть, созданная совсем недавно, вызывает сомнения в подлинности.

Сейчас в России разрабатывается концепция государственной антифрод-системы для защиты населения и бизнеса. В неё будут включены госорганы, банки, операторы, маркетплейсы, компании ИБ-отрасли. Участники рынка смогут обмениваться данными о подозрительных номерах, абонентах и счетах для мошеннических переводов. Пострадавшие пользователи смогут подавать через платформу запросы и жалобы на преступников. Пока разрабатывается платформа, российские банки самостоятельно вводят антифрод-системы. Так, один из российских банков недавно ввёл функцию мгновенного возврата ошибочных платежей, что должно усложнить деятельность аферистов. В другой банковской организации разработана комплексная система антифрод-защиты. Нейроинструмент анализирует телефонные разговоры абонентов с аферистами, предупреждает об опасности или автоматически завершает разговор. В рамках пилотного проекта специальные отряды оперативно выезжают к людям, которые находятся под психологическим давлением со стороны мошенников, и помогают выйти из-под влияния аферистов. Национальная система платёжных карт планирует ввести механизм поощрения банков, которые через сервис «Добрая воля» инициировали возврат клиентам похищенных денег. Сервис работает на платформе диспутов НСПК с 2023 года, через него вернули уже более 47 миллионов ₽, причём в 40% случаев возврат инициировали сами банки, когда фиксировали мошеннические действия и останавливали вывод денег своих клиентов. На сегодняшний день, по данным НСПК, уровень фрода в российской платёжной системе «Мир» и Системе быстрых платежей остаётся ниже мировых показателей.

Войдите, чтобы оставить ответ или задайте свой вопрос

Задайте вопрос нашему эксперту

Эксперты подробно ответят        на вопросы по финансами             и страхованию

Служба поддержки

Если ваш вопрос о работе Сравни, задайте его в чате приложения или позвоните — поможем разобраться
Эксперты, которые вам отвечают
1
avatar
Редакция Сравни

Отвечаем на потребительские вопросы о финансах

2
avatar
Елена Ушкова

редактор Сравни

4
avatar
Валентина Фомина

финансовый журналист

5
avatar
Ольга Гогаладзе

экономист, эксперт по финансовым рынкам

Все эксперты