редактор Сравни
Навык говорить «нет» может быть очень полезен при общении с продавцами и менеджерами, которые навязывают свои товары и услуги, и особенно с посторонними лицами, которые могут попытаться обмануть. Тут уж точно не стоит стесняться. На звонках от незнакомых абонентов можно как раз потренироваться отказывать.
Что касается магазинов, то по понятным причинам там могут предлагать совершенно ненужные вещи — не стоит поддаваться на всякие уловки, это дорого обойдётся для кошелька. То же самое касается финансовых услуг. Всегда полезно взять паузу, чтобы всё обдумать и решить, нужна ли та или иная покупка.
Отказывать знакомым и особенно близким людям, конечно, сложнее. Каждая ситуация индивидуальна. Если вас просят о невыполнимом, постарайтесь подобрать аргументы, которые убедят вашего собеседника. И уж точно не позволяйте собой манипулировать.
Ответ эксперта
Отвечаем на потребительские вопросы о финансах
Отвечает практический психолог, член ассоциации когнитивно-поведенческих психотерапевтов Татьяна Сушкова.
Очень многим людям часто бывает сложно говорить «нет» и отказывать. Но нужно посмотреть, что за этим скрывается. Часто — страх показаться плохим человеком из-за того, что отказал другому в помощи. Или же страх потерять какие-то тёплые близкие отношения с другими людьми. Или же страх конфликта, который может произойти из-за отказа или несогласия.
Нужно понимать, что когда вы говорите человеку «нет», это не делает вас плохим. Порой обстоятельства мешают вам выполнить просьбу другого человека. Например, вас просят одолжить денег, а у вас их на данный момент сейчас нет или запланированы какие-то траты. Соответственно, вы не можете этого сделать — в такой ситуации нужно человеку объяснить причины отказа. Зачастую этого бывает достаточно.
Что же касается страха потерять общение, нужно обратить внимание на то, часто ли человек пользуется теми, кто всё время соглашается? Если да, то вас используют, и нет смысла дорожить такими отношениями. Если человек с вами общается только из-за того, что вы какой-то удобный, — заслуживает ли он вашего внимания?
Пару слов о самой механике отказа. На первых этапах бывает достаточно сложно отказывать. Поэтому необязательно говорить сразу в лоб — можно использовать для начала более мягкие, расплывчатые формулировки. Например, объяснить причину или отложить ответ во времени. Зачастую небольшая пауза помогает принять взвешенное решение и правильно расставить приоритеты. И помните, что отказ в конкретной ситуации не значит, что вы всегда теперь будете отказывать. Если у вас есть возможность помочь, вы это сделаете. Но если вам некомфортно, неудобно и вы этого не хотите делать — имеете полное право отказать.