У меня внесудебное банкротство уже завершено. В Совкомбанке я не брал кредитов, а брал в Восточном, его и указывал в заявлении, а они потом объединились и Восточного банка не стало. У приставов все делопроизводства закрыты, а Совкомбанк продолжает звонить и говорить, что ничего не знает. Что делать?
Ответ эксперта
эксперт по управлению личными финансами, основатель Технологии личных финансов и автор программы «Финансовый профайлинг»
Воспитывать финансовую грамотность нужно с раннего детства. Это является одной из важных ролей родителей, поскольку в школе обращению с деньгами практически не обучают, а финансовая грамотность — основа успешной жизни.
В первую очередь родителям надо начать с себя. Это значит — грамотно распределять доходы, контролировать расходы, делая акцент на том, что важно семье и каждому её члену. Регулярно и открыто обсуждать денежные вопросы в семье: устанавливать цели, обновлять текущий семейный бюджет, расставлять финансовые приоритеты.
Практика показывает, что на начальном этапе эффективно придерживаться правила 50/30/20. Где 50% — текущие постоянные траты семьи: выплата долгов, коммунальные платежи, продукты питания, медицина, образование детей и т. д. 30% — развлечения и досуг (рестораны, кино, театры, траты на те вещи, которые важны семье, и др.). И 20% — отчисления в накопительный инвестиционный фонд, которые идут на формирование подушки безопасности, досрочное погашение долгов, а на следующих этапах — на инвестиции и приумножение капитала семьи.
Чтобы ведение финансов не было скучным и обременительным занятием, в семье следует ввести должность казначея, который будет отвечать за бюджет, обновлять его не чаще раза в неделю, а количество статей расходов сократить максимум до пяти-семи. Создайте традицию регулярно (два раза в месяц) собираться на семейный финансовый совет и обсуждать цели, текущее состояние, инвестиционные планы и точки роста семейного капитала.
Ребёнка следует знакомить с миром денег примерно с четырёх лет. Например, вовлекать в оплату товаров в магазине, рассказывать, откуда берутся деньги на его любимые игрушки и какую работу выполняют родители для их заработка. Так дети с раннего возраста узнают «цену» деньгам и их основные функции.
Когда у ребёнка появляются первые карманные деньги (как правило, от шести до 14 лет), родителям надо основательно учить его финансовой грамотности. Финансы — достаточно скучная область, поэтому, чтобы не пропал азарт и ребёнку и взрослым было интересно, нужно максимально геймифицировать процесс повышения финансовой грамотности.
Играйте всей семьёй в финансовые игры «Денежный поток» и «Монополия». Подарите ребёнку копилку, а в более старшем возрасте — откройте накопительный счёт в банке (на имя взрослого члена семьи). Поставьте цель накопления, например купить игрушку или гаджет. Установите свою доходность по «вкладу» и доначисляйте доход (реалистичный) на отложенные средства еженедельно. Так ребёнок освоит накопительную функцию денег и свойства сложного процента для создания капитала, а также научится контролировать свои расходы и доходы.
А вот платить ребёнку за работу по дому или за хорошие оценки я не рекомендую. Так вы переведёте ваше общение из социальной нормы в так называемую рыночную норму. Ребёнок должен понимать, что у каждого человека есть ряд обязанностей и занятий, которые он делает не за деньги. Например, учиться нужно хорошо для его же благополучия, а не для заработка от родителей.
После 14 лет детям необходим фокус на финансовой практике. Во время семейных обсуждений денежных вопросов учитывайте ожидания и пожелания детей в доходах и расходах. В частности, можно делегировать ребёнку одну из финансовых задач. Например, назначить его ответственным за учёт накоплений на его поездку в лагерь. Так ребёнок получит практические навыки управления капиталом и будет бережно относиться к деньгам.