logo
Ещё
22 марта 2021
219
БизнесДеньги
avatar
Спрашивает

Как грамотно распоряжаться бюджетом небольшой компании?

Ответ эксперта

avatar

бизнес-ментор, предприниматель, инвестор

22 марта 2021

Бизнес-финансы для микробизнеса — это юнит-экономика или одноступенчатое бюджетирование. Здесь любая сумма, которая приходит в вашу кассу (оборот за день, неделю, месяц), принимается за 100%. И если вы ведёте юнит-экономику, то понимаете, на что у вас уходят деньги.

Распределяйте средства

Средства, которые к вам пришли, распределяются на фонды. Фонды — это деньги, предназначенные для определённой цели. Чем у компании больше материальных активов, тем больше фондов и расходов, направленных на функционирование фирмы. Но фондов не должно быть больше 20.

Например, фонд собственника, задача которого обеспечить собственника деньгами. Если работа связана с фрилансом, то в этот фонд уходит 10–20% средств. Также существуют фонды аренды, закупки, рекламы, налогов, ФОТ, НЗ, и у каждого фонда есть свой процент. И ваше стремление «добыть» эти проценты должно отражаться в каждом чеке, в каждом рубле.

НЗ — это сумма денег, из которой вы оплачиваете либо одну заработную плату за месяц, либо одну арендную ставку за месяц. Также в этом фонде должны быть заложены инвестиции на развитие. Эти деньги можно направить на новый проект, товар, рекламный канал или проверку какой-либо бизнес-гипотезы. То есть это деньги, которыми можно рискнуть.

Расписывайте должности и зарплаты

Наличие ФОТ даёт возможность выйти из «операционки». Предприниматель до определённого момента занимает в своей компании 7–9 должностей: закупщик, маркетолог, генеральный директор и так далее. Но главная задача собственника — это стратегия, поэтому вы должны постепенно снимать с себя другие должностные обязанности, оставаясь только собственником. Нанимая финансового или исполнительного директора, вы выходите из темы и видите её как бы со стороны.

Для этого нужно прописать все должности, в том числе те, которые вы сами занимаете. Обязательно разделите должности финансового, исполнительного и генерального директора. Большинство бизнесменов совмещают их в себе, но в этом кроется большая опасность, так как у них разные функции. Для финансового директора главное — сохранить деньги, а для исполнительного — обеспечить их, то есть ещё больше заработать. Но для этого ему нужны средства, и он просит их у финансового директора. И если один сотрудник совмещает две этих должности, начинаются проблемы. Организация может стать неплатёжеспособной и некредитоспособной, и в итоге наступит крах.

Затем нужно обозначить заработную плату каждого сотрудника вашей компании и понять, сколько получают все должностные лица. Тогда ваши заработные платы будут приближаться к рыночной стоимости найма сотрудников.

Планируйте расходы

В первую очередь наш план — это недельный «такт». Раз в неделю мы собираем всю выручку и распределяем затраты на следующую неделю. В этом «такте» расписаны все наши планируемые расходы по процентам. У нас есть чёткая длина бюджетирования, в которую входят траты на аренду, рекламу, закупки, ФОТ, инвестиции, стабилизационный фонд и так далее. На каждый день у нас также есть план, который мы всегда ставим от «процентовки», то есть от средств, что мы хотели бы иметь в каждом из фондов.

Еженедельным подсчётом финансов занимается финансовый директор. Если его нет — собственник или генеральный директор. В подсчёт финансов входит их анализ и подписка. Если говорить о ключевых показателях на бумаге и о том, насколько тщательно планируется прогноз расходов с бухгалтерских балансов и распределение денежных потоков, то мы не имеем права тратить больше, чем заработали. Всё распределение бюджета зависит от этого.

Войдите, чтобы оставить ответ или задайте свой вопрос

Еще 2 ответа

avatar

коммерческий директор в АО «Сибагропромстрой»

24 марта 2021

Согласна с предыдущим комментарием, бюджет небольшой компании похож на семейный! Статья хоть и короткая, но очень полезная, особенно для тех, кто только начинает бизнес. Всё коротко и по делу.

avatar
Константин
22 марта 2021

Хороший текст, спасибо автору! Читая, поймал себя на мысли, что такой бюджет напоминает семейный, только немного другие статьи расходов и поменьше сотрудников, которым нужно платить зарплату)

Задайте вопрос

Эксперты по финансам и страхованию подробно ответят на него в течение дня