руководитель отдела по работе с состоятельными клиентами ИК «Fontvielle»
У ключевой ставки нет предельного значения, поэтому её пересмотр в сторону повышения ещё возможен, если ситуация в экономике будет в этом нуждаться. Однако на декабрьском заседании Банком России был дан сигнал о том, что текущего ужесточения денежно-кредитной политики наряду с дополнительными мерами в сфере банковского кредитования (сокращение льготного софинансирования ипотечных программ, макропруденциальные лимиты и так далее) вполне достаточно, чтобы развернуть ситуацию с ростом цен.
Получается, что пока регулятор занял выжидательную позицию. При этом январь — непоказательный месяц из-за своих сезонных особенностей, кроме того, ключевая ставка проявляется на разных сферах экономической жизни с временным лагом в три — шесть месяцев. Вероятно, Банк России дождётся весны 2025 года, сохраняя «ключ» на достигнутой отметке в 21% годовых. Если предположение регулятора верно, то к этому моменту уже должно проявиться замедление темпов инфляции, а значит, ДКП не будет нуждаться в дополнительном ужесточении.
При этом я бы отметил, что цикл поддержания ключевой ставки на достигнутой двухзначной отметке может продлиться достаточно длительное время. Так, для сравнения: ФРС США пришлось около 14 месяцев держать процентные ставки на рекордном за 20 лет уровне, чтобы добиться устойчивого снижения темпов роста цен после периода стимулирующей политики в пандемию. Конечно, ситуация в России отличается, причины инфляции иные, однако пример показателен тем, что ключевая ставка является наиболее действенным методом борьбы с ростом цен, но небыстрым.
Ответ эксперта
Отвечаем на потребительские вопросы о финансах
Ведущий аналитик AMarkets Игорь Расторгуев считает, что на данный момент ключевая ставка ещё не достигла своего максимума. В следующем году её могут повысить, но прогнозировать точный уровень затруднительно. Эксперт считает, что максимальный уровень, который в принципе возможен, — это 25%.
«Основные факторы, которые указывают на вероятное увеличение ставки: высокая инфляция, мягкость предыдущего решения, которое не дало необходимого результата. Инфляция продолжает превышать прогнозы Центробанка, что создаёт необходимость дальнейшего ужесточения денежно-кредитной политики. Регулятор уже дал понять, что в случае роста инфляционных рисков ставка будет скорректирована. Если инфляция начнёт замедляться во втором квартале 2025 года, ключевая ставка может начать постепенное снижение. Это станет возможным при условии стабилизации экономической ситуации и снижения инфляционных ожиданий», — комментирует Игорь Расторгуев.
По оценке ассистента кафедры «Цифровая экономика, управление и бизнес-технологии» МТУСИ Ирины Франк, в 2025 году ключевая ставка в России может достичь уровня 23%, что будет зависеть от текущих инфляционных рисков. «Это решение обусловлено необходимостью поддержания финансовой стабильности в условиях нестабильной экономической ситуации, — отмечает она. — Снижение ставки, в свою очередь, возможно лишь при улучшении экономических показателей и замедлении инфляции, что может произойти не раньше второй половины 2025 года. Такое повышение ставки может оказать значительное влияние на кредитование и инвестиционную активность, что потребует от бизнеса и граждан адаптации к новым условиям. Важно отметить, что стабильность цен и контроль над инфляцией остаются приоритетными задачами для экономической политики страны, и любые изменения в ключевой ставке будут тщательно взвешены с учетом всех факторов, влияющих на экономику».
По мнению заместителя управляющего Санкт-Петербургским филиалом РосДорБанка Яны Граф, раз уж регулятор сохранил ставку, опасаясь за то, что последнее ужесточение оказалось слишком значительным для экономики, есть вероятность сохранения ставки и на следующем заседании. «Говорить о смягчении денежно-кредитной политики сейчас рано. Слишком много факторов оказывают влияние на инфляцию, ситуацию на рынке труда и изолированность России от внешних рынков, — констатирует она. — Возможно, Банк России взял паузу, чтобы оценить фактические последствия октябрьского ужесточения ДКП, а также дождаться реальных шагов от новой администрации США по стабилизации геополитической напряжённости. В связи с этим прогнозы по ставке в начале будущего года в зависимости от того или иного сценария находятся в диапазоне 21-25%. Снижения ставки в краткосрочной перспективе мы, к сожалению, не ожидаем».
Магистр экономики, финансовый обозреватель, ведущий программы «Рынки» на РБК-ТВ Никита Макаров отмечает, что реакция долгового и фондового рынков на сохранение ключевой ставки на уровне 21% была ярко выраженной. «Мы наблюдали одну из самых длинных дневных свечей за всю историю фондового рынка. Сбербанк рос больше чем 12%. Индекс российских гособлигаций (RGBI) превысил отметку 100, «пробив» все уровни поддержки. Похоже, рынок полностью закладывает смягчение кредитно-денежной политики», — прокомментировал он.
Но, по словам Никиты Макарова, важно посмотреть на риторику регулятора. Глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина на пресс-конференции заявила, что на февральском заседании необходимо будет оценить, сохранятся ли тренды, отмеченные в ноябре 2024 года, продолжится ли замедление темпов кредитования и начнутся ли дезинфляционные тренды. «Я бы сказал, что сигнал был нечёткий: у регулятора не было уверенности в том, что следующее заседание пройдёт единогласно, под аплодисменты рынка, со снижением ключевой ставки. Отнюдь, ЦБ настроен сохранять высокую ставку долго: «нужно потерпеть», — обратил внимание Никита Макаров. — Возможно, мы увидим её на высоком уровне до лета или даже до осени следующего года. Не исключено также, что на фоне текущей эйфории темпы кредитования, наоборот, снова вырастут. Рынки и бизнес живут ожиданиями. Эйфория и надежда на скорое снижение ключевой ставки могут спровоцировать рост кредитования. Компании, рассчитывая на быстрое снижение ставки, могут брать кредиты, особенно с плавающей ставкой, как будто в последний раз. Однако, если ЦБ сохранит высокую ставку, это может привести к дефолтам по кредитам и, в конечном счёте, к рецессии на рынке. Безусловно, нас ждёт замедление темпов экономического роста. При этом может оказаться так, что какой-то шок, например новая волна кредитования на надеждах и эйфории, внешний фактор вроде нового потолка на российскую нефть, меры Трампа относительно добычи нефти на мировом рынке, которые приведут к существенному снижению стоимости сырья, вызовет очередную девальвацию рубля. Это также выльется в увеличение темпов инфляции. Данная ситуация может заставить Центробанк снова вернуться к идее повышения ключевой ставки. Говорить с уверенностью о том, прошли мы пик или нет, можно будет только весной».