Здравствуйте! Закрыл все продукты в банке, закрыл счета (зафиксировано в личном кабинете ФНС), задолженностей не имею. Написал отзыв своего согласия на обработку персональных данных. Банк ответил, что удовлетворяет запрос частично, что мои данные нужны ему для дальнейшего выполнения существующих договоров. На вопрос, так а на что тогда влияет мой отзыв, ответили, что теперь мне не будет приходить реклама. Хочу поинтересоваться, зачем тогда вообще предусмотрен отзыв данного согласия, если отключение маркетинговой рассылки производится обычным отдельным обращением в банк (которое было сделано мной с первого дня взаимодействия с банком)? И как мне перестать быть клиентом банка окончательно, удалить личный кабинет, разорвать все существующие договора с банком (и какие это могут быть договора, когда у меня нет продуктов банка?), чтобы меня с ним ничего не связывало?
Ответ эксперта
руководитель аналитического центра брокера Mind Money (ex «Церих»)
В последнее время рост цен на бензин и дизельное топливо в России значительно опережает уровень инфляции. В сентябре Росстат зафиксировал максимальную цену на АИ-92 с осени прошлого года. Есть несколько причин, по которым цена топлива сейчас растёт: проблемы с нефтеперерабатывающими заводами (НПЗ), увеличение внутреннего потребления и геополитика.
Сложная ситуация на НПЗ является одной из ключевых причин. Плановые ремонтные работы стали более продолжительными и непредсказуемыми. Санкции привели к дефициту ряда комплектующих, таких как катализаторы, которые необходимы для производства топлива по стандартам Евро-5. Россия обеспечивает себя катализаторами лишь на 60–75% от внутренней потребности, а поставки некоторых критических видов полностью прекратились. В результате производственные мощности НПЗ падают на 5–10%, что снижает объёмы выпуска топлива.
Кроме производственных ограничений, на рынок оказывает давление растущий спрос. В 2024 году автомобильный трафик на популярных трассах, таких как М4 «Дон», увеличился на 20% по сравнению с предыдущим годом, а в пиковые дни в августе достигал 100 тысяч машин в сутки (по данным «Автодора»). Также возрастает потребление в сельском хозяйстве, где расширяются объёмы работ.
Ситуация усугубляется изменениями в логистических цепочках: до 2022 года Россия отправляла около 30% своей нефти в Европу, но после введения санкций этот показатель упал до 2%. В результате появились сбои в поставках, и, хотя ранее экспорт и импорт поддерживали стабильность, теперь склады часто затовариваются одними нефтепродуктами, что нарушает баланс и снижает эффективность НПЗ.
В ближайшее время дефицит на рынке сохранится, и, по моим оценкам, эта ситуация продлится как минимум до следующего лета. С окончанием сезона отпусков и завершением полевых работ в сельском хозяйстве возможно некоторое замедление роста цен, однако вряд ли удастся избежать их дальнейшего повышения в пределах инфляции.
В долгосрочной перспективе предприятия продолжают искать новых поставщиков оборудования, и Китай уже играет значительную роль в этом процессе. В сентябре 2024 года импорт из Китая вырос на 10% по сравнению с августом, составив $11,3 миллиарда, значительная часть которого приходится на оборудование для нефтегазохимической отрасли. Эта тенденция продолжит развиваться, что в будущем может частично смягчить негативные эффекты на производство топлива.